По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Использование Вашингтоном иракской схемы санкций в отношении России

Титоренко Владимир Ефимович Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор политических наук, доцент кафедры дипломатии и консульской службы, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», 119021, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1, E-mail: vetara@yandex.ru

В статье анализируется схожесть схемы использования инструмента политических и экономических санкций со стороны США в отношении Ирака и России. Санкции рассматриваются как один из основных инструментов воздействия США и коллективного Запада на те страны, которые не хотят подчиниться политическому диктату Вашингтона и его союзников по НАТО. Изучается вопрос о том, как именно они действуют. Их конечная цель. Степень воздействия санкций на экономику обеих стран. Санкции как попытка ослабить военный и экономический потенциал. Различия и схожесть в возможностях противодействия санкциям со стороны Ирака и России. Ликвидация и контроль над ОМУ как стратегическая задача США. Способы выхода из санкционного режима.

До сих пор в академических кругах слабо исследована тема сравнительного анализа использования разного рода санкционных режимов против различных государств. В любом случае зачастую любые исследования на эту тему отличаются одним: их авторы являются чисто теоретиками, которые основывают свои труды и заключения на их базе в основном на данных и мнении других теоретиков, тогда как автор данной статьи лично прошел через санкционный опыт практической работы непосредственно в Ираке (в 1994–1999 гг. и 2002–2003 гг.) сначала в качестве советника-посланника Посольства России в Ираке, а затем и Посла России в Багдаде, лично испытав воздействие санкций на себе и имея возможность регулярно беседовать с представителями иракского руководства того времени, включая президента страны С. Хусейна, вице-президента Т. Я. Рамадана, заместителя председателя Совета революционного командования (СРК) Ирака И. Ибрагима адДури, вице-премьера Т. Азиза, министров иностранных дел, внутренних дел, обороны и всех министров экономической группы, а также всеми тремя сменившими друг друга на посту координаторами гуманитарной программы ООН для Ирака (в ранге помощников генсекретаря ООН), обоими руководителями Спецкомиссии ООН по разоружению Ирака — сначала Р. Экеусом, а затем и сменившим его Р. Батлером, старшими инспекторами UNSCOM, руководителем сменившей СК ООН другой разоруженческой структуры — UNMOVIC Х. Бликсом, спецпредствителем генсекретаря ООН П. Шахом, руководителями ирако-кувейтской комиссии ООН на границе обеих государств (UNIKOM), руководителями представительств специализированных организаций ООН в Ираке (WFP, FAO, UNICEF и т. д.), главами иностранных дипмиссий в Багдаде лидерами курдских партий ДПК и ПСК, председателем парламента С. Хаммади, членами иракского парламента, губернаторами, вождями различных суннитских и шиитских племен Ирака, профессорами и преподавателями Багдадского университета, имамами шиитских святынь в Кербалле и Неджефе, представителями самых различных слоев иракского населения. Затем, в период между 1999 и 2022 гг., автор неоднократно посещал Нью-Йорк, Женеву, Париж, Брюссель для непосредственной работы над проектами резолюций СБ ООН по Ираку, в том числе американским проектом «умных» санкций (smart sanctions) совместно с коллегами из США, Великобритании, Франции и Китая.

Для Цитирования:
Титоренко Владимир Ефимович, Использование Вашингтоном иракской схемы санкций в отношении России. Дипломатическая служба. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: