По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.016 DOI:10.33920/str-01-2205-08

Использование цифровых технологий в преподавании учебной дисциплины «История»

Ю. В. Посвятенко канд. ист. наук, доцент, Московский государственный строительный университет, e-mail: PosvyatenkoYV@mgsu.ru

Развитие информационных технологий в последние годы вышло на качественно новый уровень. Цифровизация породила новые возможности взаимодействия людей, использования традиционных источников информации и их интерпретации, поставила новые цели перед участниками образовательного процесса в системе высшего профессионального образования. Федеральные стандарты образования ставят задачи формирования универсальных компетенций, многие из которых формируются у обучающихся на основе изучения непрофильных дисциплин. В статье показано, как при изучении традиционного вузовского курса «История» можно использовать цифровые технологии, формируя при этом компетенции, востребованные в профессиональной сфере.

Литература:

1. Бызова, О. М. Использование цифровых технологий в исторических исследованиях // Общество: философия, история, культура. — 2022. — № 2. — С.76–81.

2. Исторические атласы // Геопортал Русского географического общества [Электронный ресурс]. — URL: https://geoportal.rgo.ru (дата обращения: 22.03.2022).

3. Фролов, А. А. Динамическая карта как основа исторической карты в среде ГИС // Историческая информатика. — 2017. — №. 2. — С. 61–73.

4. Юмашева, Ю. Ю. Электронные копии документов архивного фонда РФ: источниковедческие проблемы // Вестник Московского университета. Серия 8. История. — 2012. — № 5. — С. 150–174.

1. Byzova, O. M. Use of digital technologies in historical researches. Society: philosophy, history, culture. 2022. Iss. 2. pp. 76–81.

2. Historical atlases. Geoportal of the Russian Geographical Society. Available at: https://geoportal.rgo.ru (accessed: 22.03.2022)

3. Frolov, A. A. Dynamic card as the basis of the historical card in the environment of GIS. Historical informatics. 2017. Iss. 2. pp. 61–73.

4. Yumasheva, Yu. Yu. Digital copies of documents of archival fund of the Russian Federation: source study problems. Bulletin of Moscow university. Series 8. History. 2012. Iss. 5. pp. 150–174.

Преподавание «Истории» для российских вузов является традиционным, независимо от их отраслевой направленности. Дисциплина входит в обязательную часть образовательного стандарта, и ее изучение призвано формировать в среде обучающихся важные компетенции, связанные с формированием интегративного системного знания, через которое раскрываются противоречивые процессы истории, смыслы и ценностные характеристики различных событий и явлений. Изучение истории влияет на дальнейшее формирование личности, национальное самосознание, понимание места России в мировом сообществе, ценностные отношения к отечественному и мировому наследию в различных сферах жизни.

Выход общества на новый уровень научно-технического развития в условиях появления новейших технологий, связанных с четвертой промышленно-технической революцией, открывает перед изучением истории новые возможности. Индустрия4.0, нацеленная на использование труда небольшого числа высококвалифицированных специалистов, легко ориентирующихся в цифровых технологиях (технологии дополненной реальности, 3D-моделирования, 3D-принтеров, сенсорных сетей, компьютерного зрения, облачных вычислений, интернета вещей), создает новые вызовы системе образования. Это касается и преподавания истории, в ходе которого становится необходимым их повсеместное использование.

Таким образом, вопрос прменения цифровых технологий в преподавании дисциплины «История» является в настоящее время актуальным и разрабатывается многими авторами.

Освоение цифровых технологий, безусловно, должно способствовать формированию основных навыков, которые при изучении последующих дисциплин, тем более в ситуации будущего трудоустройства студентов и выпускников, будут востребованы на рынке. Условием успешной реализации поставленных задач является не только наличие необходимой материально-технической базы в самом вузе, но и то, что предварительно использование цифровых технологий затронет самих преподавателей, и рабочие программы будут адаптированы под новые требования. Освоение основных инструментов информационных технологий проходило в последние десятилетия, и были достигнуты определенные результаты. На сегодняшний день многие преподаватели НИУ МГСУ освоили цифровые технологии прежде всего с помощью курсов повышения квалификации. Разработанные в ходе обучения проекты рабочих программ содержат в себе новые позиции по достижению поставленных целей цифровизации.

Для Цитирования:
Ю. В. Посвятенко, Использование цифровых технологий в преподавании учебной дисциплины «История». Сметно-договорная работа в строительстве. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: