В настоящее время, в условиях импортозамещения и пристального внимания к деятельности отечественных агропромышленных предприятий, возникает необходимость быстрой и адекватной реакции на изменяющиеся требования рынка. Достичь желаемого результата в секторах АПК помогает активный агромаркетинг. В странах с развитой рыночной экономикой он давно и успешно применяется, в России стратегия и тактика маркетинга проходят стадию освоения.
Специфика агромаркетинга обусловлена особенностями функционирования агропромышленной сферы: несовпадением рабочего периода с периодом производства, разнообразием товарного ассортимента, многообразием форм хозяйствования и т. д.
Маркетинг в АПК так же, как и в других отраслях, затрагивает различные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов и внедряется после оценки:
- степени адаптированности отрасли к условиям рынка;
- определяется на основе анализа финансово-экономических показателей;
- диагностики основных производственных параметров и пропорций предприятия;
- возможностей масштабов применения маркетинговых технологий;
- наличия производственно-сбытовых связи товаропроизводителей.
Большинство аграрных предприятий на Западе достаточно продуктивно используют систему маркетингового долго- и краткосрочного планирования, позволяющую периодически корректировать маркетинговую деятельность с целью более быстрой адаптации субъекта к изменениям в рыночной микро- и макросреде.
Маркетинговый подход также предполагает максимальный учет запросов потребителей, тщательный анализ их экономических и финансовых возможностей для того, чтобы оперативно воспользоваться средствами государственной поддержки, такими как дотации, субсидии, государственный кредит.
Многие крупные и средние зарубежные предприятия аграрного сектора экономики создают и развивают разветвленные службы маркетинга, позволяющие результативно выявлять спрос, заключать контракты, осуществлять торговые операции и сервисное обслуживание.