* Часть материалов данной статьи получена за счет гранта Российского научного фонда № 23-16-00092, https://rscf.ru/project/23-16-00092/.
Повышение конкурентоспособности отечественного лесного машиностроения, прежде всего выпуска качественных тракторов для лесного хозяйства и лесозаготовительного производства, является крайне актуальной задачей, особенно после начала санкционной войны с нашей страной [1–5]. При оценке качества продукции лесного машиностроения, помимо эксплуатационной эффективности, принято давать оценку экологической эффективности. Для трелевочных тракторов ее прежде всего оценивают по степени негативного воздействия на почвогрунты лесосек, а для лесовозных автопоездов — по токсичности и количеству отработанных выхлопных газов [6–10]. Впрочем, нельзя не учитывать, что современные экологические требования по токсичности выбросов предъявляются и к двигателям тракторов лесных.
В настоящее время технологию цифрового двойника используют в сферах строительства, ритейла, транспорта и логистики, сферах обслуживания, производства, медицины, лесного и сельского хозяйства [11–13]. В данной работе предлагается рассмотреть возможность внедрения данной технологии в сферу испытания двигателей внутреннего сгорания.
Целью данной работы является снижение вредного экологического воздействия от двигателей внутреннего сгорания путем использования при проектировании и испытаниях технологии цифровых двойников digital twin, подбором оптимального оборудования и средств исследования для лаборатории испытаний двигателя внутреннего сгорания.
ГОСТ 14846–2020 Двигатели автомобильные. Метод стендовых испытаний предназначен для применения государственными, коммерческими, общественными, научными организациями, а также органами по сертификации и технической экспертизы транспортных средств, уполномоченными в соответствии с национальными законодательствами [14].
ГОСТ Р ИСО 16183–2013 Высоконагруженные двигатели применимы к высоконагруженным двигателям, предназначенным прежде всего для движения по дорогам общего пользования, но могут быть также применены к двигателям легковых автомобилей и внедорожной техники. Испытательное оборудование, определенное в настоящем стандарте, может быть также использовано при проведении испытаний по циклам на установившихся режимах [15].