По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Использование технологии blockchain при проведении таможенного контроля после выпуска товаров

Терехова Е. А. канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, 109117, г. Москва, ул. Окская 3-2-28 Тел.: 8-916-511-4383 E-mail: e.terexova@mail.ru
Шемякин Н. А. студент 5-го курса факультета таможенного дела, Российская таможенная академия, Тел.: 8-916-519-42-56 E-mail: na.shemyakin@customs-academy.ru

Всемирная таможенная организация ежегодно призывает таможенные органы государств сократить время совершения фактического таможенного контроля и сместить акценты на таможенный контроль после выпуска товаров. В настоящее время, по мере разработки новых информационных технологий, повышается возможность таможенных органов по осуществлению рекомендаций Всемирной таможенной организации. Одной из часто внедряемых информационных технологий является blockchain, которая позволяет контролировать полную цепочку поставки товаров (от начального производителя до конечного потребителя). В Российской Федерации Федеральная таможенная служба совместно с Федеральной налоговой службой реализует проект внедрения технологии blockchain в одну из мер таможенного контроля после выпуска товаров — национальную систему прослеживаемости товаров, которая призвана противодействовать схемам уклонения от уплаты таможенных платежей. По этой причине является актуальным изучение возможности внедрения blockchain в национальную систему прослеживаемости и повышение эффективности таможенного контроля после выпуска товаров.

Литература:

1. Соглашение от 29.05.2019 «О механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.alta.ru/ tamdoc/19bn0037.

2. Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2572-р «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.customs.ru (дата обращения: 23.01.2020).

3. Приказ от 27 июня 2017 г. № 1065. Решение Коллегии ФТС России от 25 мая 2017 г. «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.customs.ru (дата обращения: 23.01.2020).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от от 25 июня 2019 г. № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. pravo.gov.ru (дата обращения: 23.01.2020).

5. Антоненко Е. К. Внедрение механизма прослеживаемости и сквозного контроля товаров [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_ opinion/66366/ (дата обращения: 23.01.2020).

6. Коровяковский Д. Г. Использование технологии blockchain в таможенном деле: зарубежный опыт и российские перспективы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://urfac.ru (дата обращения: 23.01.2020).

7. Маркировка и прослеживаемость. Мнение эксперта. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.alta.ru/ expert_opinion/72420/.

8. Останин В. А. Возможности и ограничения применения блокчейн-технологий в таможенном деле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2017. — № 4 (81) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ vozmozhnosti-i-ogranicheniyaprimeneniya-blokcheyn-tehnologiyv-tamozhennom-dele.

В XXI веке перед таможенными органами Российской Федерации стоят задачи по совершенствованию системы таможенного контроля за деятельностью участников ВЭД в соответствии с реализацией программы «10 шагов навстречу бизнесу» [3]. В число приоритетных задач входит уменьшение времени совершения таможенных операций и таможенного контроля с одновременным повышением эффективности таких действий и уменьшением коррупционной составляющей. Эти задачи ФТС России реализует путем усиления значимости таможенного контроля после выпуска товаров, создания центров электронного декларирования (далее — ЦЭД) и электронных таможен, поддерживаемых внедрением современных информационных технологий в работу таможенных органов Российской Федерации.

В Стратегии развития таможенной службы до 2030 г. особое внимание уделено вопросам информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов России. Основной задачей, которую ФТС России ставит перед собой в данном направлении, является внедрение в деятельность таможенных органов инновационных технологий: «облачные данные», большие данные, безбумажные технологии, технологии идентификации и технология blockchain [2]. Результатом выполнения этой задачи к 2030 г. должна быть конвергенция информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении таможенных и других государственных контролирующих органов, а также технологий их обработки в целях обеспечения всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД.

В настоящее время широкое распространение в системе государственного управления получает технология blockchain. Под технологией blockchain понимают распределенную базу данных, в которой размещены все записи о состоянии и транзакциях объекта с их соответствующей регистрацией и закреплением данных, начиная от первого источника, что дает возможность отслеживать историю операций и прохождение информации о состоянии объект [7]. То есть blockchain — это база данных, представляющая собой непрерывную цепь из взаимосвязанных блоков, в которых содержится информация о конкретном объ екте.

Для Цитирования:
Терехова Е. А., Шемякин Н. А., Использование технологии blockchain при проведении таможенного контроля после выпуска товаров . Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: