Актуальность вопросов, касающихся управления персоналом и учета кадров, обусловлена тем, что в организации любого масштаба необходимо вести точный учет кадров, оптимально распределять нагрузку между специалистами, мотивировать персонал на выполнение поставленной задачи, организовывать отлаженную работу, имеющую целью конечный результат, значимый для всей организации.
Прежде чем оценивать эффективность управления персоналом, необходимо дать определение понятию «эффективность».
Следует отметить, что эффективность управления может быть результативной и экономической. Результативная эффективность отражает степень достижения поставленной цели, а экономическая отображает уровень затрат, требующихся для достижения максимальной результативной эффективности [1].
Наиболее важными аспектами в управлении являются:
• связь системы управления персоналом с целями организации;
• целостность системы управления персоналом;
• участие руководства организации в процессе управления персоналом;
• соотношение уровня автоматизации, квалифицированности и пол номочий персонала;
• конкурентоспособность работы для работающего и нанимаемого персонала;
• понятность формулировки целей, задач и инструкций для сотрудников;
• квалифицированность и личностные качества руководителя [3].
Исходя из этих важных понятий, в управлении можно определить понятие эффективности управления персоналом.
Эффективное управление – это отлаженный процесс, осуществляемый руководящим составом при помощи различных средств учета, планирования, автоматизации, мотивации персонала, направленный на поддержание связи между действиями сотрудников и конечной целью организации; обеспечивающий целостность системы управления; определяющий необходимый уровень автоматизации и квалифицированности кадров.
Далее рассмотрим методы управления, при помощи которых осуществляется руководство сотрудниками.
Методы управления делятся на три основные группы: