По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.147.31 DOI:10.33920/pro-2-2203-05

Использование системы прокторинга «Экзамус» в период дистанционного обучения в МГТУ им. Н. Э. Баумана

Горячкина А.Ю., старший преподаватель, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва 105005, Москва ул. 2-я Бауманская, д. 5, e-mail: agoryachkina@mail.ru
Корягина О.М., старший преподаватель, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва 105005, Москва ул. 2-я Бауманская, д. 5, e-mail: selina59@mail.ru
Горюнова И. А., старший преподаватель, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва 105005, Москва ул. 2-я Бауманская, д. 5, e-mail: posad22@mail.ru

В статье рассмотрены результаты эксперимента с использованием системы прокторинга «Экзамус» для проведения контрольных мероприятий на кафедре «Инженерная графика» МГТУ им. Н.Э. Баумана в период дистанционного обучения и этапы работы в системе. Существует три версии прокторинга: 1. Проктор — человек. За тестируемым наблюдает проверяющий через экран монитора: организует контроль и принимает решение о зачете/незачете экзамена. Выполненные задания проверяются отдельно друг от друга. 2. Проктор — компьютер. Специальная техническая программа, распознающая «нежелательное» поведение испытуемых. Качество распознавания постоянно совершенствуется. На данный момент такие системы способны отслеживать и анализировать направление взгляда, стиль стука по клавиатуре, манеру разговора и т. п. Итоги тестирования подводит компьютер без какого-либо человеческого вмешательства. 3. Человек и компьютер. В данном случае экзамен контролирует программа, а человек занимается проверкой результатов. Если тестируемый ведет себя странно или подозрительно, программа вынесет предупреждение, все запишет и сообщит об этом проктору. В проведенном эксперименте использовалась третья версия, что значительно облегчило работу преподавателей. При этом отпадает необходимость наблюдения за каждым студентом и личное присутствие экзаменаторов при проведении зачетов и экзаменов. Система прокторинга «Экзамус» имеет психологический эффект, заставляет отказаться от попыток обмана, и сам факт наблюдения становится большим подспорьем в обеспечении достоверности результатов тестирования. В статье приведены конкретные примеры нарушений студентов во время экзамена. Проведен анализ системы «Экзамус», подтверждающий ее эффективность по таким показателям, как надежность верификации личности и сокращение временных затрат.

Литература:

1. Горячкина, А. Ю., Корягина, О. М., Горюнова, И.А. Эффективность применения мультимедийных разработок при изучении графических дисциплин в МГТУ им. Н.Э. Баумана // Главный механик. — 2021. — №2. — С. 44–45.

2. Горячкина, А. Ю., Корягина, О. М., Горюнова, И.А. Онлайнобучение графическим дисциплинам на национальной платформе открытого образования // Главный механик. — 2020. — №11. — С. 42–48.

3. Горячкина, А. Ю., Корягина, О. М., Хуснетдинов, Т. Р. Методические аспекты разработки оценочных средств для онлайн-курсов по графическим дисциплинам // Главный механик. — 2019. — №3. — С. 46–50.

4. Добровинский, Д. С., Ловецкий, И. В., Попов, М.А. Прокторинг как инструмент развития дистанционного образования // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР В ХХI веке. — 2018. — №5. — С. 27–32.

5. Лобачев, С. Л., Малыгин, О.А. Прием в вузы on-line как основной фактор ускорения развития дистанционного образования в Российской Федерации // Вестник Юридического института МИИТ. — 2017. — №3 (19). — С. 13–20.

6. Афанасьев, Н.С. Системы прокторинга для сдачи экзаменов онлайн и альтернативный метод использования 360-градусной камеры в системах прокторинга // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2021. — №6–1 (74). — С. 20–25.

7. Лаврёнов, А. Н. Прокторинг как инструмент обучения // Управление в социальных и экономических системах. — 2020. — №29. — С. 40–42.

1. Goryachkina, A. YU., Koryagina, O. M., Goryunova, I.A. Effektivnost» primeneniya mul»timedijnyh razrabotok pri izuchenii graficheskih disciplin v MGTU im. N.E. Baumana // Glavnyj mekhanik. 2021. №2. S. 44–45

2. Goryachkina, A. YU., Koryagina, O.M., Goryunova, I. A. Onlajn-obuchenie graficheskim disciplinam na nacional»noj platforme otkrytogo obrazovaniya// Glavnyj mekhanik 2020. №11. S. 42–48

3. Goryachkina, A. YU., Koryagina, O.M., Husnetdinov, T.R.Metodicheskie aspekty razrabotki ocenochnyh sredstv dlya onlajn-kursov po graficheskim disciplinam // Glavnyj mekhanik. 2019. №3. S. 46–50

4. Dobrovinskij, D. S., Loveckij, I.V., Popov, M.A. Proktoring kak instrument razvitiya distancionnogo obrazovaniya // Nauchno-tekhnicheskoe i ekonomicheskoe sotrudnichestvo stran ATR V HKHI veke. 2018. №5. S. 27–32

5. Lobachev, S. L., Malygin, O.A. Priem v vuzy on-line kak osnovnoj faktor uskoreniya razvitiya distancionnogo obrazovaniya v rossijskoj federacii// Vestnik YUridicheskogo instituta MIIT. 2017. №3 (19). S. 13–20.

6. Afanas»ev, N. S. Sistemy proktoringa dlya sdachi ekzamenov onlajn i al»ternativnyj metod ispol»zovaniya 360-gradusnoj kamery v sistemah proktoringa// Aktual»nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2021. №6–1 (74). S. 20–25.

7. Lavryonov, A.N. Proktoring kak instrument obucheniya//Upravlenie v social»nyh i ekonomicheskih sistemah. 2020. №29. S. 40–42.

Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося, так и для обучающего [1]. В марте 2020 г. МГТУ им. Баумана в связи с пандемией коронавируса вынужден был перейти на дистанционное обучение [2, 3]. В этот период появилась необходимость наблюдения за студентами на онлайн-экзаменах и зачетах, чтобы исключить различного рода подсказки и списывания. Впервые на практике на кафедре «Инженерная графика» была использована система прокторинга «Экзамус» [4, 5].

Программа обеспечивает трансляцию видеопотоков веб-камеры и рабочего стола экзаменуемого в интерфейс наблюдателя.

Слово «Прокторинг» произошло от английского proctor — надзиратель, следящий. Начиная с XVII в. в европейских университетах появилась специальная должность проктора, дабы разгрузить профессоров.

В настоящее время технология прокторинга уже довольно давно освоена и используется в ведущих мировых вузах. Это высокоточный онлайн-мониторинг, построенный на возможностях новых технологий, позволяющих наблюдать за обучающимися, которые проходят контрольные мероприятия в любом месте. Проктор-система не только позволяет видеть самого экзаменуемого через веб-камеру его устройства, но и дает возможность подключиться к его рабочему столу (рис. 1).

На рис. 1 слева представлена история нарушений студента во время зачета.

Организация сеанса прокторинга заключается в том, что система собирает данные с камеры, микрофона и экрана компьютера респондента и предоставляет организатору тестирования видеозапись процесса и оценку достоверности полученных результатов [6].

«Экзамус» автоматически отслеживает следующие нарушения:

1. Подмену респондента.

Программа отличит одного человека от другого, основываясь на изначальном фото в профиле, и сообщит о подмене (рис. 2, 3).

2. Списывание с электронных или физических носителей.

Программа «замечает» отсутствие человека в кадре (рис. 3). Более того, система отслеживает направление взгляда человека, следя за тем, чтобы фокус не изменялся. Также фиксируются попытки смены активного приложения и вкладок браузера.

Для Цитирования:
Горячкина, Корягина, Горюнова, Использование системы прокторинга «Экзамус» в период дистанционного обучения в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Главный механик. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: