По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.94

Использование результатов лазерного сканирования и аэрофотосъемки для информационного моделирования транспортных объектов

Позняк И.И. Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II,
Соколова К.Ю. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

На основе данных лазерного сканирования и аэрофотосъемки строится цифровая модель рельефа, 3D-вид и определяется соответствие параметров существующей дороги проектным решениям. Определяются планово-высотные характеристики проезжей части автомобильных дорог, откосов, водоотводящей системы, определяется границы и площадь водосборного бассейна.

Литература:

1. Грязнов  В. Г., Валиев  А. В., Позняк И. И. Дистанционное зондирование для эксплуатации дорожной инфраструктуры на основе информационных моделей.  — IV Всероссийский дорожный конгресс. — М., 2015.

2. Грязнов  В. Г., Позняк  И. И.  Дистанционное зондирование.  — Автомобильные дороги.  — 2015.  — №  02 (999). — С. 66–69.

3. Долгов  Д. В., Позняк  И. И.  Мобильное лазерное сканирование для эксплуатации дорожной инфраструктуры.  — Транспортное строительство. — 2017. — № 6.

4. Позняк И. И., Полторак А. В., Артемьева Г. С. Сбор геодезических данных методами лазерного сканирования и фотограмметрии. — Славянский форум. — 2017. — № 4. — С. 134–139.

5. Позняк  И. И., Майсурадзе  И. Г., Майсурадзе  Ш. Г. Метод оценки колейности автомобильных дорог с использованием мобильного лазерного сканирования. — Славянский форум.  — 2017.  — №  4.  — С. 127–133.

6. Позняк  И. И., Федоров  С. В. IT‑технологии для определения элементов инженерного обустройства линейных транспортных объектов. — Конструкторское бюро. — 2017. — № 5.

7. СП 34.13330.2012. Автомобильные дороги.

8. СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03–85.

Уникальность технологии мобильных систем сканирования заключается в  том, что процесс измерений полностью автоматизирован и  выполняется непосредственно во время движения со скоростью до 100  км/ч, что позволяет выполнять огромные объемы работ за кратчайшее время.

Мобильное лазерное сканирование (МЛС) характеризуется высокой точностью и  быстротой развертывания: сканер устанавливается на любое транспортное средство (автомобиль, судно, железнодорожный транспорт) и обеспечивает считывание ландшафта в реальном времени на расстоянии сотен метров от  траектории движения [1–3]. Сканирование осуществляется с  помощью лазерной установки, с  высокой скоростью и  во  всепогодных условиях независимо от времени дня. Применяемые лазеры являются безопасными для глаз.

Благодаря сочетанию указанных характеристик при применении МЛС удается значительно сократить временные затраты на съемку (с  нескольких недель до нескольких часов, в  сравнении со  съемкой тахеометрами), при этом избегая потерь в  качестве данных.

Таким образом, преимуществами МЛС являются:

  • быстрое развертывание с  возможностью установки на практически любые транспортные средства;
  • высокая плотность данных;
  • высокая скорость съемки;
  • быстрый процесс обработки данных;
  • безопасность для человека и окружающей среды;
  • высокая разрешающая способность сканирования (до 10 мс плотностью точек до тысяч на квадратный метр, в зависимости от скорости движения;
  • универсальность применения: на автомобильных и  железных дорогах и водных путях, а также по бездорожью; в тоннелях, в том числе метрополитена. МЛС может выполняться как самостоятельно, так и в сочетании с  другими видами съемки, например НЛС, воздушным лазерным сканированием, аэросъемкой, классическими геодезическими методами [4–6].

Аэрофотосъемка с  беспилотных авиационных систем (БАС) самолетного и  вертолетного типов сделала экономически выгодной аэрофотосъемку небольших площадных и  линейных объектов, а  также дала возможность безопасного получения данных о  труднодоступных объектах с близкого расстояния (рис. 2).

Для Цитирования:
Позняк И.И., Соколова К.Ю., Использование результатов лазерного сканирования и аэрофотосъемки для информационного моделирования транспортных объектов. Конструкторское Бюро. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: