Актуальность темы. Интенсификация производства продукции пухового козоводства невозможна без изыскания дополнительных резервов организации полноценного, нормированного кормления основ ных половозрастных групп пуховых коз, в том числе сукозных и подсосных козоматок.
Актуальной в настоящее время является разработка таких типов рационов, которые не только обеспечивали бы козоматок полноценным питанием, особенно в зимне-стойловый период, повышая их продуктивные качества, но и способствовали созданию прочной, высокоэкономичной кормовой базы, с учетом зональных особенностей кормопроизводства и местных кормовых ресурсов [3, 5−7].
Наукой и передовой практикой еще недостаточно накоплено научно-обоснованных данных по разработке и изучению эффективности использования в кормлении пуховых козоматок рационов, в которых основным источником энергии являются грубые корма [2].
Целью работы являлась разработка научного обоснования эффективности использования различных типов рационов в кормлении сукозных и подсосных пуховых козоматок оренбургской породы.
Материал и методы исследований. Экспериментальная часть работы была проведена в АО «Донское» Беляевского района Оренбургской области в зимне-стойловый период и включала научно-хозяйственный и физиологический опыты по изучению эффективности использования в кормлении козоматок оренбургской породы рационов с различным соотношением грубых, сочных и концентрированных кормов.
Для проведения опытов были отобраны по принципу параналогов 90 козоматок с учетом живой массы, упитанности и возраста. Подопытные животные в соответствии с разработанной схемой опыта были распределены на три группы: контрольную, I и II опытные, по 30 голов в каждой.
В процессе проведения опыта определялись следующие показатели:
– поедаемостъ кормов определялась в двое смежных суток каждого месяца путем взвешивания задаваемых кормов и их остатков [1];
– изменения живой массы козоматок изучали индивидуальным взвешиванием животных при постановке на опыт, в конце первой половины сукозности, перед козлением, после козления, в конце первой половины лактации (окончание опыта);