По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.433; 621.486

Использование рапсового масла в качестве топлива

Овчинников Е. В. ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (г. Москва, Россия), e-mail: vim@vim.ru
Уютов С. Ю. ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (г. Москва, Россия), e-mail: vim@vim.ru
Шевелев С. С. ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (г. Москва, Россия), e-mail: vim@vim.ru

В настоящей статье предложены способы и технические решения снижения вязкости рапсового масла путем гидротермальной деструкции и активации. Применение рапса в качестве топлива используется повсеместно в дизельных двигателях, но основной проблемой является высокая вязкость и при этом высокая температура самовоспламенения. При использовании установки и перегонки рапса через нее достигается высокий эффект в разрыве молекулярных связей топлива, и, соответственно, это приводит к снижению вязкости и улучшению самовоспламенения. Авторами предложены технические решения, обеспечивающие применение рапса в качестве моторного топлива в дизельных двигателях без потери мощности и возможности работы ДВС на всех режимах, что не было достигнуто ранее, так как при работе на холостом ходу при высокой вязкости часть рапсового масла попадает в картер двигателя.

Литература:

1. Измайлов А. Ю., Савельев Г. С., Кочетков М. Н. Современные возможности использования рапсового масла в качестве топлива в дизельных двигателях // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2009. — № 5. — С. 20–23.

2. Савельев Г. С., Кочетков М. Н., Овчинников Е. В. Автоматизированная битопливная система дизелей, адаптированных для работы на рапсовом масле // Интеллектуальные машинные технологии и техника для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства: Сборник научных докладов Международной научно-технической конференции. ВИМ. — 2015. — С. 92–96.

3. Савельев Г. С., Кочетков М. Н., Овчинников Е. В., Овчинников А. В. Способ снижения нагарообразования в двигателе, работающем на топливе из растительного масла // Патент РФ № RUS 2539307. 07.06.2013.

4. Савельев Г. С., Кочетков М. Н., Овчинников Е. В., Овчинников А. В. Система питания автотракторного дизеля // Патент РФ № RUS 2538470. 07.06.2013.

5. Савельев Г. С., Кочетков М. Н., Овчинников Е. В., Уютов С. Ю., Родионов А. В., Родионов А. В. Система питания автотракторного дизеля // Патент РФ № RUS 169838. 27.05.2016.

6. Савельев Г. С., Измайлов А. Ю., Краснощеков Н. В., Кочетков М. Н., Кауров Е. Т. Рекомендации по производству и использованию биодизельного топлива из рапсового масла. — М., 2010.

7. Савельев Г. С., Кочетков М. Н., Овчинников Е. В., Овчинников А. В. Результаты испытаний по использованию нанопродукта в виде добавки в биотопливо из рапсового масла // Система технологий и машин для инновационного развития АПК России: Сборник научных докладов Международной научно -технической конференции, посвященной 145-летию со дня рождения основоположника земледельческой механики академика В. П. Горячкина. Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства. — 2013. — С. 218–223.

8. Савельев Г. С., Кочетков М. Н. Расчет параметров топливной системы тракторного дизеля при его адаптации к работе на рапсовом масле // Транспорт на альтернативном топливе. — 2009. — Т. 10. — № 4. — С. 60–67.

9. Савельев Г. С., Кочетков М. Н. Обоснование энергоавтономности сельскохозяйственных предприятий: рапсовое масло в качестве топлива в дизельных двигателях // Экологический вестник России. — 2009. — № 3. — С. 28–29.

10. Савельев Г. С., Кочетков М. Н. Использование рапсового масла в качестве топлива в дизельных двигателях // Транспорт на альтернативном топливе. — 2009. — Т. 7. — № 1. — С. 62–66.

Начиная с 90-х гг. XX века количество загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду от дизельных автотракторных двигателей, неумолимо растет. Загрязняются почвенные покровы, атмосфера, гидросфера, происходит аккумуляция загрязняющих элементов в биосфере. Научные разработки во многом способствуют снижению степени загрязнения среды. Использование рапсового масла в качестве альтернативного топлива помогает устранить ряд недостатков, связанных с составом топливно-воздушной смеси [1–4]. Первостепенной задачей является разработка средств и методов снижения загрязнения окружающей среды, а именно направленных исследований в области альтернативного топлива с минимальными вредными выбросами в окружающую среду, увеличение доступности данной технологии путем снижения стоимости адаптации топливной аппаратуры дизельного двигателя.

Одним из способов снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции является снижение затрат на топливо путем замещения нефтяного топлива альтернативным [4–7]. Однако в связи с физическими свойствами рапсового масла его применение не позволяло адаптировать двигатель к работе по двухтопливному режиму с минимальными капиталовложениями. Коллектив авторов разработал и реализовал установку для перегонки рапсового масла способом гидротермальной деструкции и активации, которая обеспечивает дальнейшее использование рапсового масла в качестве моторного топлива, с исключением негативных факторов, таких как попадание рапса в систему смазки ДВС, обусловленных физикохимическими особенностями данного топлива.

Использование рапсового масла в качестве моторного топлива сдерживается его пониженной температурой самовоспламенения относительно дизельного топлива, что влияет на задержку воспламенения и время сгорания топливовоздушной смеси. При этом на режимах малой мощности и на холостом ходу часть рапсового масла попадает в картерное масло, что, в свою очередь, снижает межсервисный интервал, так как тяжелые углеводороды, содержащиеся в нем, не испаряются при работе двигателя, что также может приводить к снижению ресурса двигателя и его технических характеристик. Одним из решений вышеуказанных негативных воздействий на работу двигателя может быть использование рапсового масла со сниженной вязкостью [8–10].

Для Цитирования:
Овчинников Е. В., Уютов С. Ю., Шевелев С. С., Использование рапсового масла в качестве топлива. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: