Начиная с 90-х гг. XX века количество загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду от дизельных автотракторных двигателей, неумолимо растет. Загрязняются почвенные покровы, атмосфера, гидросфера, происходит аккумуляция загрязняющих элементов в биосфере. Научные разработки во многом способствуют снижению степени загрязнения среды. Использование рапсового масла в качестве альтернативного топлива помогает устранить ряд недостатков, связанных с составом топливно-воздушной смеси [1–4]. Первостепенной задачей является разработка средств и методов снижения загрязнения окружающей среды, а именно направленных исследований в области альтернативного топлива с минимальными вредными выбросами в окружающую среду, увеличение доступности данной технологии путем снижения стоимости адаптации топливной аппаратуры дизельного двигателя.
Одним из способов снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции является снижение затрат на топливо путем замещения нефтяного топлива альтернативным [4–7]. Однако в связи с физическими свойствами рапсового масла его применение не позволяло адаптировать двигатель к работе по двухтопливному режиму с минимальными капиталовложениями. Коллектив авторов разработал и реализовал установку для перегонки рапсового масла способом гидротермальной деструкции и активации, которая обеспечивает дальнейшее использование рапсового масла в качестве моторного топлива, с исключением негативных факторов, таких как попадание рапса в систему смазки ДВС, обусловленных физикохимическими особенностями данного топлива.
Использование рапсового масла в качестве моторного топлива сдерживается его пониженной температурой самовоспламенения относительно дизельного топлива, что влияет на задержку воспламенения и время сгорания топливовоздушной смеси. При этом на режимах малой мощности и на холостом ходу часть рапсового масла попадает в картерное масло, что, в свою очередь, снижает межсервисный интервал, так как тяжелые углеводороды, содержащиеся в нем, не испаряются при работе двигателя, что также может приводить к снижению ресурса двигателя и его технических характеристик. Одним из решений вышеуказанных негативных воздействий на работу двигателя может быть использование рапсового масла со сниженной вязкостью [8–10].