За последние десять лет законодательством в сферу кадрового менеджмента внесены существенные коррективы, и организация непрерывного образования стала основным элементом процесса управления, в том числе и в деятельности организаторов сестринского дела [3]. Инновационный прорыв в здравоохранении в части внедрения современных медицинских технологий диагностики, лечения, профилактики, развития биомедицины невозможен без развития научного, технического, интеллектуального и кадрового потенциала [2]. Развитие профессионального компетентности специалиста со средним медицинским образованием имеет широкий спектр — это систематическое обязательное повышение квалификации, утвержденное на законодательном уровне, и, конечно же, самообразование специалиста. Последнему аспекту в современных условиях уделяется очень большое внимание. Профессор И.И. Ильясов утверждал, что в буквальном смысле учиться значит «учить себя», а для этого нужна не только мотивация к обучению, но и учет иерархии потребностей обучающегося, его личного и профессионального опыта [1]. Планируемое и контролируемое самообразование становится основополагающим компонентом повышения квалификации медицинских специалистов среднего звена. Организатору сестринского дела в организации данного процесса отводится значимая роль. Системный подход в оценке непрерывного профессионального образования медицинских сестер в деятельности организатора сестринского рассматривается нами как процесс интеграции всех компонентов, характеризующих состояние системы, а именно условий (ресурсы), процесса самообразования и достигнутых результатов.
Цель исследования — обоснование использования модели, персонифицированной оценки результатов непрерывного медицинского образования среднего медицинского персонала.
В основу оценки НМО специалистов со средним медицинским образованием был положен разработанный нами опросный лист, состоящий из 38 вопросов, которые отражали качественную характеристику интенсивности и содержания процесса обучения. Перевод ответов в количественные характеристики был произведен при помощи присвоения им индексов от 1 до 5. Отрицательный ответ респондента предполагал набор 1 из возможных 5 баллов. Для оценки полученных параметров использовался формализованный метод оценки — системный многофакторный анализ (авторская методология кандидата технических наук Б.А. Углова, доктора медицинских наук, профессора М.В. Угловой, доктора медицинских наук, профессора Г.П. Котельникова, доктора медицинских наук Л. А. Пономаревой), при котором средние значения, отражающие количественные характеристики факторов, преобразовывались в относительные разности. В исследовании приняло участие 442 специалиста со средним медицинским образованием.