По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2007-08

Использование организаторами сестринского дела системного подхода в оценке непрерывного профессионального образования медицинских сестер

Бурлова Наталья Геннадьевна кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, Самарская область, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, е-mail:n.burlova@mail.ru

Цель исследования состояла в обосновании использования модели, персонифицированной оценки результатов непрерывного медицинского образования (далее — НПО) специалистов среднего звена для последующего планирования образовательного маршрута специалиста на основе системного многофакторного анализа. Установлено, что использование разработанной на основе математического моделирования модели позволяет провести мониторинг непрерывного профессионального развития каждого специалиста, разработать на основе полученных данных план мероприятий спланировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом наиболее значимых факторов, улучшающих результат НМО. Необходимо дальнейшее изучение применения метода формализованной оценки в оценки результатов непрерывного медицинского образования.

Литература:

1. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. Изд-во Российского открытого университета. 1992: 140 с.

2. Линденбратен А.Л. Вопросы управления инновационными процессами в здравоохранении / А.Л. Линденбратен, Н.К. Гришина. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2015; 1: 97–100.

3. Логвинова О. В. Организация непрерывного обучения среднего медицинского персонала. Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2008; 6 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obucheniya-srednego-meditsinskogo-personala (дата обращения: 05.06.2020).

1. Il'yasov I.I. Sistema evristicheskikh priemov resheniya zadach. [System of Heuristic Methods for Solving Problems]. Russian Open University Publishing House, 1992, 140 p.

2. Lindenbraten A.L. Byulleten' natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko. [Bulletin of N. A. Semashko National Research Institute of Public Health]. 2015, No. 1 pp. 97-100.

3. Logvinova O.V. Vestnik RUDN. [Bulletin of RUDN University]. Series: Meditsina, 2008, No. 6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nepreryvnogo-obucheniya-srednego-meditsinskogo-personala (accessed: June 5, 2020).

За последние десять лет законодательством в сферу кадрового менеджмента внесены существенные коррективы, и организация непрерывного образования стала основным элементом процесса управления, в том числе и в деятельности организаторов сестринского дела [3]. Инновационный прорыв в здравоохранении в части внедрения современных медицинских технологий диагностики, лечения, профилактики, развития биомедицины невозможен без развития научного, технического, интеллектуального и кадрового потенциала [2]. Развитие профессионального компетентности специалиста со средним медицинским образованием имеет широкий спектр — это систематическое обязательное повышение квалификации, утвержденное на законодательном уровне, и, конечно же, самообразование специалиста. Последнему аспекту в современных условиях уделяется очень большое внимание. Профессор И.И. Ильясов утверждал, что в буквальном смысле учиться значит «учить себя», а для этого нужна не только мотивация к обучению, но и учет иерархии потребностей обучающегося, его личного и профессионального опыта [1]. Планируемое и контролируемое самообразование становится основополагающим компонентом повышения квалификации медицинских специалистов среднего звена. Организатору сестринского дела в организации данного процесса отводится значимая роль. Системный подход в оценке непрерывного профессионального образования медицинских сестер в деятельности организатора сестринского рассматривается нами как процесс интеграции всех компонентов, характеризующих состояние системы, а именно условий (ресурсы), процесса самообразования и достигнутых результатов.

Цель исследования — обоснование использования модели, персонифицированной оценки результатов непрерывного медицинского образования среднего медицинского персонала.

В основу оценки НМО специалистов со средним медицинским образованием был положен разработанный нами опросный лист, состоящий из 38 вопросов, которые отражали качественную характеристику интенсивности и содержания процесса обучения. Перевод ответов в количественные характеристики был произведен при помощи присвоения им индексов от 1 до 5. Отрицательный ответ респондента предполагал набор 1 из возможных 5 баллов. Для оценки полученных параметров использовался формализованный метод оценки — системный многофакторный анализ (авторская методология кандидата технических наук Б.А. Углова, доктора медицинских наук, профессора М.В. Угловой, доктора медицинских наук, профессора Г.П. Котельникова, доктора медицинских наук Л. А. Пономаревой), при котором средние значения, отражающие количественные характеристики факторов, преобразовывались в относительные разности. В исследовании приняло участие 442 специалиста со средним медицинским образованием.

Для Цитирования:
Бурлова Наталья Геннадьевна, Использование организаторами сестринского дела системного подхода в оценке непрерывного профессионального образования медицинских сестер. Медсестра. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: