По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 678.012

Использование наноматериалов для повышения послеремонтной безотказности двигателей и трансмиссий тракторов

Соловьев Р. Ю. канд. техн. наук, ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ»
Лялякин В. П. д-р техн. наук, ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ»
Ольховацкий А. К. канд. техн. наук, ФГБНУ «ФНАЦ ВИМ»
Гительман Д. А. Челябинская Государственная Агроинженерная Академия

В статье приведены некоторые итоги и результаты исследования по сокращению эксплуатационной обкатки и повышению безотказности ДВС, отремонтированных ЦРМ СХП с применением наноматериалов.

Литература:

1. Черноиванов В. И., Соловьев Р. Ю., Ольховацкий А. К. и др. Инновационные методы повышения послеремонтной надежности сельскохозяйственной техники и инвестиционной привлекательности ремонтно-обслуживающих предприятий в АПК: монография под общ. ред. академика В. И. Черноиванова [текст] / В. И. Черноиванов, Р. Ю. Соловьёв, А. К. Ольховацкий., В. П. Лялякин, Д. А. Гительман и др. // М.: ГНУ ГОСНИТИ, 2012.— 400 с.

2. Ольховацкий А. К. Наноматериалы в техническом сервисе сельскохозяйственных машин (учебное пособие) под ред. академика В. И. Черноиванова [текст] / А. К. Ольховацкий, Р. Ю. Соловьев, В. П. Лялякин, Д. А. Гительман и др. // М.: ГНУ ГОСНИТИ. 2010.— 68 с. — С. 19–54.

3. Лялякин В. П., Соловьёв Р. Ю., Ольховацкий В. К. и др. К вопросу сокращения продолжительности послеремонтной эксплуатационной обкатки трактора [текст] / В. П. Лялякин, Р. Ю. Соловьёв, А. К. Ольховацкий, Д. А. Гительман, С. М. Коновалов // Труды ГОСНИТИ. — М.: ГОСНИТИ, 2012. — Т. 110, ч. 2. — С. 38–42.

4. Ольховацкий А. К., Гительман Д. А. Методика выбора рационального трибопрепарата для продления послеремонтного ресурса ДВС в сельхозпредприятиях [текст] / А. К. Ольховацкий, Д. А. Гительман // Труды ГОСНИТИ. — М.: ГОСНИТИ, 2012. — Т. 110, ч. 1. — С. 75–78.

5. Соловьёв Р. Ю., Ольховацкий А. К., Гительман Д. А. Повышение послеремонтной надежности ДВС применением наноматериалов [текст] / Р. Ю. Соловьёв, А. К. Ольховацкий, Д. А. Гительман // Труды ГОСНИТИ, 2013. — М. — Т. 111, ч. 2. — С. 40–44.

6. Лялякин В. П., Ольховацкий А. К., Гительман Д.А и др. Наноматериалы для продления послеремонтного ресурса тракторных трансмиссий и экономии топлива [текст] / В. П. Лялякин, А. К. Ольховацкий, Д. А. Гительман, А. П. Шавкунов // Труды ГОСНИТИ. — М.: ГОСНИТИ, 2010. — Т. 105. — С. 53–57.

7. Лукьянов М. Я. Анализ надежности отечественных и зарубежных тракторов на основе данных МИС / М. Я. Лукьянов, М. Н. Костомахин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: Панорама, 2012.— № 7. — С. 34–39.

8. Костомахин М. Н. Нормирование показателей надежности машин / М. Н. Костомахин // Сельский механизатор. — М.: Нива, 2012.— № 1. — С. 6–8.

9. Халфин С. М. Анализ качества и технического уровня отечественной сельскохозяйственной техники / М. Н. Костомахин, С. М. Халфин // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — М.: Панорама, 2005.— № 12. — С. 45–48.

Краткий анализ технического уровня и послеремонтной надежности отечественной сельскохозяйственной техники, укрупненная характеристика состава парка основных машин и ремонтно-обслуживающей базы в сельском хозяйстве показали, что в сельском хозяйстве используется в основном устаревшая техника, созданная 30–40 лет назад, что затраты на ремонт и запчасти составляют более 65 млрд руб. в год (или 12–15% затрат в структуре себестоимости сельхозпродукции вместо 4,5–5%, имевшихся ранее). К каждому сезону ремонту подвергается 60–65% парка тракторов и комбайнов. Доля исправных тракторов не превышает 80–82% (вместо 95–98%) [1].

По данным ГОСНИТИ, в 2012 г. доля ремонта тракторов в РТП и РЗ составляла 2,8%. Ремонт всего парка тракторов проводится в основном в технически не оснащенных центральных ремонтных мастерских сельхозпредприятий. Ресурс дизельных двигателей, отремонтированных в ЦРМ, в 3–7 раза ниже нормативного, установленного ГОСНИТИ [1, 7–9].

В связи с этим объективно возникает необходимость поиска и проведения исследований по повышению безотказности ДВС с применением эффективных наноматериалов в составе масел, а также в разработке метода выбора рациональных нанодобавок, исключающих образование задиров в ресурсных сопряжениях в процессе обкатки, штатной эксплуатации и существенно повышающих безотказность ДВС. Сокращенная классификация нанопрепаратов приведена в табл. 1 [2].

В статье используются такие термины, как «нанодобавка», «трибопрепарат», «наноматериал», «трибоматериал». Такой подход авторов вызван тем, что терминология по применению наноматериалов в техническом сервисе машин не утверждена. В то же время в России и за рубежом производится более 200 различных марок нанопрепаратов.

Исходя из вышеизложенного, были поставлены следующие задачи исследования.

Теоретически обосновать и разработать метод диагностики и выбора рационального наноматериала в составе моторного масла для ускорения обкатки и повышения послеремонтной безотказности ДВС и, используя разработанный метод, выполнить триботехнические исследования наноматериалов и выявить рациональный наноматериал. Провести испытания ДВС на стенде и при эксплуатации в сельхозпредприятии. Установить изменения основных показателей ДВС.

Для Цитирования:
Соловьев Р. Ю., Лялякин В. П., Ольховацкий А. К., Гительман Д. А., Использование наноматериалов для повышения послеремонтной безотказности двигателей и трансмиссий тракторов. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: