По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.313.2

Использование микроконтроллера для стабилизации скорости вращения ротора двигателя постоянного тока

Молодцов Н. А. магистрант 2-го курса, напр. «Автоматизация технологических процессов и производств», ФГБОУ ВО «ОГУ им. И. С. Тургенева», Орел
Петров С. П. д-р техн. наук, научный руководитель, ФГБОУ ВО «ОГУ им. И. С. Тургенева», Орел

Основным недостатком двигателя постоянного тока является его коллекторный узел. В данной статье автор анализирует возможность использования бесколлекторного двигателя постоянного тока, без датчиков положения, совместно с микроконтроллером. При данном условии речь не идет о векторном управлении двигателем, но при этом должна соблюдаться эффективность работы двигателя по оборотам или по току. Также рассматривается применение транзисторов MOSFET для создания силовых ключей. И основные режимы таймеров микроконтроллера STM32.

Литература:

1. Шерстняков Ю.Г. Основы электромеханики. Машины постоянного тока: учеб. пособие / Ю.Г. Шерстняков, Б.В. Стрелков, Н.А. Роднов. – М.: МГТУ им Н.Э. Баумана, 2012. – 47 c.

2. Квартальнов Б.В. Динамика автоматизированных электроприводов с упругими механическими связями / Б.В. Квартальнов. – М.: Энергия, 1965. – 88 с.

3. Кацман М.М. Электрический привод. – М.: Академия, 2010. – 382 с.

4. Строганов В.И. Математическое моделирование основных компонентов силовых установок электромобилей и автомобилей с КЭУ: учеб. пособие / В.И. Строганов, К.М. Сидоров. – М.: МАДИ, 2015. – 100 с.

5. Патент 2173931 РФ, МПК 7 Н02Р 6/06. Устройство автоматического управления бесколлекторным двигателем постоянного тока / Ю.Т. Кукушкин, С.С. Николаев, Ю.Г. Шерстняков. – 2001. – № 26 [Электронный ресурс]. – URL: https:// www.researchgate.net/publication/301251691_ Microprocessor- based_Stabilization_System_of_ DC_Motor_Angular_Velocity (дата обращения: 26.11.2020).

6. Ситников А.В. Электротехнические основы источников питания: учебник. – М.: Академия, 2014. – 240 c.

В связи с развитием электроники, а вернее с уменьшением ее габаритов и увеличением вычислительных способностей ее компонентов, становится возможной разработка самых разнообразных систем управления двигателями постоянного тока. Чтобы исключить техническое обслуживание щеточно-коллекторного узла, все чаще в промышленности используются бесколлекторные двигатели. Они также имеют высокую надежность, приемлемый набор пусковых характеристик и довольно высокий КПД [1–6].

Единственная сложность, которая возникает в использовании данных электрических машин, это модуляция надлежащих вольт-амперных характеристик для управления магнитным полем бесколлекторного двигателя. Так же конструктивно бесколлекторные двигатели выполняются как с внутренним расположением ротора, так и с внешним его расположением. Что дает возможность проанализировать на уровне подбора двигателя, какие задачи для него более выполнимы. Для первого типа это большие обороты, а для второго – более сильный крутящий момент. Что же касается использования микроконтроллера для создания системы управления приводом, то встроенные в его схему таймеры, с расширенными возможностями, позволяют реализовать эту идею, не загружая при этом процессорную часть контроллера. Таймеры поддерживают режимы счета по возрастанию и по убыванию, а также центрированный режим генерации широтно-импульсной модуляции (далее ШИМ) и встроенную поддержку квадратурных

Режимы ШИМ таймеров микроконтроллера STM32:

1. Основной режим: режим с переключением при сбросе таймера или максимальном значении счетчика.

2. Режим ассиметричной ШИМ, т. е. ШИМ со смещением фазы.

3. Комбинированные режимы ШИМ: режимы, при которых выходные сигналы являются комбинацией разных выходных каналов.

4. Режим ШИМ с переменной частотой.

5. Режим ШИМ с поцикловым контролем скважности.

Теперь вернемся непосредственно к работе самого бесколлекторного двигателя. Эффективность движения ротора в данном исполнении машины определяет опережающее магнитное поле статора по отношению к магнитному полю ротора на величину в 90 градусов. Конечно, отставание всегда будет изменяться, как в зависимости от режимов работы двигателя, так и по причине собственной ЭДС якоря, поэтому осуществление функции контроля за соблюдением данного параметра является одной из основных задач системы управления двигателем. Другими словами, скорость вращения ротора будет постоянной при равенстве момента, развиваемого двигателем, и момента сопротивления на валу. График механической характеристики представлен на рис. 1.

Для Цитирования:
Молодцов Н. А., Петров С. П., Использование микроконтроллера для стабилизации скорости вращения ротора двигателя постоянного тока. КИП и автоматика: обслуживание и ремонт. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: