В результате развития направления внутреннего туризма в Российской Федерации остро проявилась проблема формирования позитивного имиджа регионов страны для привлечения потоков отдыхающих. С точки зрения потребителей, туристский имидж — это впечатление посетителей субъекта страны от оказанных ему туристических услуг. При этом грамотно сформированный привлекательный имидж выгодно выделяет регион среди других, вследствие чего он становится конкурентоспособным в сфере туризма и начинает принимать еще больше посетителей.
Важно отличать имидж территории от брендинга. Брендинг территории — это процесс создания и управления брендом, который включает в себя формирование, продвижение, развитие и репозиционирование бренда. Исходя из этого можно сказать, что брендинг — это конкретный случай продвижения некоего четкого отличительного признака, который впоследствии влияет на совокупный имидж данной территории. Существует несколько типов туристических брендов территории, которые определяются источником туристического интереса: местность, природные объекты, памятники культуры и искусства, брендовые маршруты, события и мероприятия, природные явления, услуги, еда и напитки, герои (причем герои как реальных исторических событий, так и вымышленные герои литературных произведений и местного фольклора).
В этой статье мы рассмотрим именно последний вариант формирования бренда региона посредством использования литературных образов, так или иначе связанных с данной территорией. Мы считаем, что такой подход к брендингу является нестандартным для Российской Федерации, но при этом такая практика имеет огромный потенциал для развития в нашей стране и может быть очень эффективна как для регионов, так и для страны в целом благодаря стимулированию внутреннего туризма.
При написании статьи авторами был проведен анализ научных источников по вопросу развития литературного туризма как в Российской Федерации, так и за рубежом.
В настоящее время в России и в мире существует отдельная категория туризма — литературный туризм, который заключается в посещении дестинаций, так или иначе связанных с писателями, поэтами или героями их произведений. В области литературного туризма стейкхолдерами (создателями массовой культуры и факторами, привлекающими посетителей) являются или литературные произведения, или их авторы. В Российской Федерации этот вид туризма развит очень неравномерно, так как в основном литературные музеи и как-либо связанные с литературой туристические места за редким исключением находятся в Москве и Санкт-Петербурге. При этом важно отметить, что богатая история России таит в себе огромный потенциал, в том числе и для развития литературного туризма, и многие субъекты РФ могли бы стать новыми популярными точками для путешествий.