По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 659.4

Использование литературных образов в формировании туристского имиджа Костромской области

Александрова Наталья Александровна канд. экон. наук, доцент кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ORCID: 0009-0004-4220-6661, E-mail: aleksandrova_natalya_2016@mail.ru
Александрова Юлия Александровна канд. экон. наук, доцент кафедры рекламы и бизнес-коммуникаций, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ORCID: 0000-0002-1366-4004, E-mail: jul_alex@mail.ru
Щербинина Мария Михайловна студентка, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ORCID: 0009-0007-4194-6125, E-mail: masha.shcherbinina.05@mail.ru

В статье рассматриваются перспективы развития литературного туризма в Российской Федерации на примере Костромской области. Актуальность темы обусловлена необходимостью укрепления института внутреннего туризма в России. Научная проблема заключается в отсутствии сформулированных условий для эффективного развития литературного туризма в Российской Федерации. Учитывая это обстоятельство, в статье показан опыт развития литературного туризма в других странах, оценены возможности использования ряда успешных зарубежных стратегий развития туризма применительно к российскому рынку, а также проанализирован литературный туристский имидж Костромской области.

Литература:

1. Squire Sh.J. Literary Tourism and Sustainable Tourism: Promoting ‘Anne of Green Gables’ in Prince Edward Island // Journal of sustainable tourism. — 4 (3). — P. 119–134.

2. Силаева Т.А. Литературный туризм как специализированный подвид культурно-познавательного туризма // Вестник Российского университета. — 2013. — № 2. — C. 201–204.

3. Çevik S. How literary tourism changes the tourists’ “baggage”: a conceptual framework for the educational function of literary tourism // Journal of Teaching in Travel and Tourism. — 2024. — 24 (3). — P. 269–297.

4. Лебедева С.А. Развитие литературного туризма в России и в мире: обзор научных источников // Креативная экономика. — 2023. — Т. 17, № 8. — С. 2909–2936.

5. Лапочкина В.В. Ключевые аспекты становления и перспективы развития тематического литературного туризма: отечественный и зарубежный опыт // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2015. — Т. 9, № 2. — C. 66–76.

6. Ferreira A., Oliveira M. Literary tourism: authenticity and memory // Proceedings of the International Tourism Congress 23. — 2024. — P. 23–28.

7. Çevik S. Literary tourism as a field of research over the period 1997–2016 // European Journal of Tourism Research — 2020. — P. 1–25.

8. Агаркина А.М. Основные современные проблемы и перспективы развития литературного туризма в Московской области // Экономический вестник ИПУ РАН. — 2024. — № 1. — С. 32–44.

9. Куница М.Н., Ровенская К.В. Культурно-исторические ресурсы литературного туризма в Центральной России // Региональные геосистемы. — 2024. — Т. 48, № 3. — C. 725–731.

10. Афанасьев О.Е., Чурилина И.Н., Логвина Е.В., Прохорова О.В. Сегмент «литературных туристов» в России: анализ и классификация // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2023. — Т. 17, № 3. — C. 29–40.

11. Романова Н.В., Силкина Н.Ю. Литературный туризм как социальное явление: исследование культурных практик и туристической индустрии в России // Общество: социология, психология, педагогика. — 2024. — № 4 (120). — С. 16–20.

12. Авилова Н.Л., Хаванова Н.В. Отели в литературном туризме: технологии и механизмы тематизации пространств // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2023. — Т. 7, № 3. — С. 107–119.

13. Яковенко И.М., Страчкова Н.В., Токарчук С.В. Особенности развития и новые технологии продвижения литературного туризма в Крыму // Туризм и региональное развитие. — 2022. — Т. 1, № 4. — С. 79–88.

14. Amey E. The distant snowy land where rounded creatures dwell: Experiencing Moomin-related nostalgia and belonging in Finland // FINNISH JOURNAL OF TOURISM RESEARCH. — 2023. — 19 (2). — P. 6–31.

15. Ingram C., Themistocleous C., Rickly J., Mccabe S. Marketing ‘Literary England’ beyond the special interest tourist // Annals of Tourism Research Empirical Insight. — 2021. — 2 (2). — 100018.

16. Manola M., Maniou F., Vouglanis T., Soldatou A. Literary routes in the footsteps of Sherlock Holmes // Sustainable development, culture, traditions. — 2023. — 1a. — P. 79–85.

17. Dwivedi A. Ernest Hemingway House-White House-William Faulkner House / Dwivedi A. // Historic Sites and Landmarks that Shaped America: From Acoma Pueblo to Ground Zero / Santa Barbara: ABC-CLIO, 2023. — P. 164–577.

В результате развития направления внутреннего туризма в Российской Федерации остро проявилась проблема формирования позитивного имиджа регионов страны для привлечения потоков отдыхающих. С точки зрения потребителей, туристский имидж — это впечатление посетителей субъекта страны от оказанных ему туристических услуг. При этом грамотно сформированный привлекательный имидж выгодно выделяет регион среди других, вследствие чего он становится конкурентоспособным в сфере туризма и начинает принимать еще больше посетителей.

Важно отличать имидж территории от брендинга. Брендинг территории — это процесс создания и управления брендом, который включает в себя формирование, продвижение, развитие и репозиционирование бренда. Исходя из этого можно сказать, что брендинг — это конкретный случай продвижения некоего четкого отличительного признака, который впоследствии влияет на совокупный имидж данной территории. Существует несколько типов туристических брендов территории, которые определяются источником туристического интереса: местность, природные объекты, памятники культуры и искусства, брендовые маршруты, события и мероприятия, природные явления, услуги, еда и напитки, герои (причем герои как реальных исторических событий, так и вымышленные герои литературных произведений и местного фольклора).

В этой статье мы рассмотрим именно последний вариант формирования бренда региона посредством использования литературных образов, так или иначе связанных с данной территорией. Мы считаем, что такой подход к брендингу является нестандартным для Российской Федерации, но при этом такая практика имеет огромный потенциал для развития в нашей стране и может быть очень эффективна как для регионов, так и для страны в целом благодаря стимулированию внутреннего туризма.

При написании статьи авторами был проведен анализ научных источников по вопросу развития литературного туризма как в Российской Федерации, так и за рубежом.

В настоящее время в России и в мире существует отдельная категория туризма — литературный туризм, который заключается в посещении дестинаций, так или иначе связанных с писателями, поэтами или героями их произведений. В области литературного туризма стейкхолдерами (создателями массовой культуры и факторами, привлекающими посетителей) являются или литературные произведения, или их авторы. В Российской Федерации этот вид туризма развит очень неравномерно, так как в основном литературные музеи и как-либо связанные с литературой туристические места за редким исключением находятся в Москве и Санкт-Петербурге. При этом важно отметить, что богатая история России таит в себе огромный потенциал, в том числе и для развития литературного туризма, и многие субъекты РФ могли бы стать новыми популярными точками для путешествий.

Для Цитирования:
Александрова Наталья Александровна, Александрова Юлия Александровна, Щербинина Мария Михайловна, Использование литературных образов в формировании туристского имиджа Костромской области. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: