Задача повышения эффективности использования средств, направляемых на капитальное строительство, является одной из важнейших в деятельности любого инвестора и не может быть решена без разработки качественного технико-экономического обоснования и проведения оценки эффективности предполагаемых инвестиций еще на предпроектной стадии капитального строительства.
Кроме того, если финансирование инвестиционного проекта планируется осуществлять с использованием бюджетных средств, проведение такой оценки является обязательным условием.
В настоящее время проверка эффективности таких инвестиционных проектов осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с «Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» и «Методикой оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения», в которой установлен ряд качественных и количественных критериев по которым следует оценивать эффективность проектов. Однако следует отметить, что установленный данным нормативными документами подход имеет ряд недостатков.
Во-первых — в соответствие с указанными «Правилами…», проверке подлежат только отдельные (наиболее крупные) проекты, сметная стоимость которых составляет более 8 млрд рублей.
Во-вторых — номенклатура критериев оценки инвестиционных проектов не содержит показателей, учитывающих эффективность последующей эксплуатации возводимого объекта, а также затрат на его ремонт и утилизацию. Данный недостаток становится критическим в случае, если инвестиционный контракт предусматривает не только строительство объекта, но и его последующую эксплуатацию и ремонт. Случаи, в которых заключается контракт жизненного цикла, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. №1087.
В-третьих — некоторые из оценочных критериев применимы только для оценки эффективности инвестиций в строительство производственных объектов (мощностей), следовательно, проверка эффективности проектов по строительству объектов жилого и социального назначения с использованием данных критериев будет невозможной (некорректной).