Земля — особо ценное пространство, которое является незаменимым богатством общества. Она является основным природным ресурсом, служит базой для размещения и развития народного хозяйства страны, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве. Наша страна обладает значительными природными ресурсами: в соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2016 г. составила 1712,5 млн га без учета внутренних морских вод и территориального моря. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 383,7 млн га. При этом из состава земель сельскохозяйственного назначения использовалось более 185 млн га сельскохозяйственных угодий [1].
Организация рационального использования и охрана земельных ресурсов, вовлечение земель в производство являются главной задачей российского народа [3]. Самой распространенной формой землепользования является аренда.
Возникает потребность в разработке теоретических и методических основ повышения эффективности использования муниципальных земель на основе научно обоснованных подходов к определению арендной платы за земельные участки в условиях рынка. В частности, 19 апреля 2017 г. в адрес университета поступило техническое задание от администрации Петрозаводского городского округа. Она заинтересована в обосновании коэффициентов для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Петрозаводского городского округа. В техническом задании также подчеркивается необходимость научной разработки проблемы научно обоснованного определения арендной платы за землю. Передача земли в аренду и развитие активно функционирующего рынка земли являются стержневым элементом всех рыночных экономических преобразований и важнейшим фактором структурной перестройки экономики. Основным содержанием и последствиями этого процесса являются: формирование единых объектов недвижимости, включающих земельный участок и расположенные на нем здания, строения, сооружения; регулирование использования недвижимости на принципах правового зонирования вместо нынешнего административного «целевого использования» земельных участков и других недвижимых объектов; вовлечение земельных участков в экономический оборот, в том числе активное использование конкурентных процедур предоставления земельных участков и прав по их использованию; содействие гражданскому обороту земли с целью обеспечения ее наиболее эффективного использования; содействие выявлению рыночной цены на объекты недвижимости, включая земельные участки; создание простой и понятной административной системы обслуживания участников рынка недвижимости.