С понятием авторского права многие музеи сталкиваются постоянно — при приобретении работ у художников, при создании собственной продукции (буклетов, каталогов, мультимедиа). Для нас привычно, что объект охраны авторского права — произведение искусства как нематериальный объект. То есть авторское право распространяется не на сам холст, на котором изображена картина, а на саму картину как на результат интеллектуальной и творческой деятельности. Российский законодатель установил так, что право на материальный носитель произведения (например, тот же холст, картон и т.д.), то есть вещное право, существует отдельно от права авторского, которое, в свою очередь предполагает как защиту личных прав творца, так и возможности коммерческого использования произведения (воспроизведение, тиражирование, публичный показ, доведение до всеобщего сведения и др.).
Авторским правом охраняется любое произведение искусства, вне зависимости от его оригинальности, уникальности или мастерства (или даже гениальности) автора. И автор признанного шедевра, и ребенок, что-то нарисовавший на обоях, обладают одинаковыми правовыми возможностями по защите своего творчества.
Важно отметить, что авторское право ограничено во времени. Его имущественный компонент (так называемое «исключительное право») действует, по общему правилу, в течение 70 лет с момента смерти автора. По истечении названного срока произведение подпадает в общественное достояние и его можно использовать без оглядки на наследников художника.
Однако ситуация становится сложнее, если картина хранится не в личном собрании, а в музее.
Современные музеи и галереи стремятся быть максимально открытыми для публики, стремятся популяризировать свою коллекцию, даже создают открытые электронные каталоги для размещения на своих сайтах в Интернете.
Безусловно, при такой открытости музеев, часто возникают идеи использовать изображения музейных предметов при создании полиграфической, сувенирной и другой тиражируемой продукции. Допустимо ли это?