На сегодняшний день большинство российских предприятий испытывают большие трудности в процессе привлечения финансирования для реализации своих инвестиционных программ. Среди наиболее острых и актуальных причин, приведших к такой ситуации, необходимо выделить низкую степень прозрачности деятельности таких компаний для всех участников инвестиционных отношений. Инвестиционная привлекательность и информационная открытость являются одними из принципиально значимых составляющих инвестиционной привлекательности компаний. Они позволяют потенциальным инвесторам оценивать ситуацию с максимальной объективностью и принимать оптимальные решения.
По мнению специалистов группы компаний «Да-Стратегия», между кредитоспособностью предприятия и уровнем его корпоративной прозрачности имеется прямая связь: чем выше коэффициент прозрачности, тем выше уровень кредитоспособности, и наоборот. Для принятия решения инвесторы должны быть убеждены в том, что организация действительно является надежной и платежеспособной. В случае если они будут использовать недостоверные данные публичной отчетности, они столкнутся с повышенными рисками и примут неоправданные решения.
Сегодня российская экономика переживает переходный период, основная цель бизнеса трансформируется следующим образом: вместо получения краткосрочной прибыли предприятия стремятся обеспечить стабильность функционирования предприятия, построить и запустить оптимальные бизнес-процесс и повысить стоимость бизнеса в интересах всех заинтересованных сторон. Среди факторов, которые способствуют увеличению стоимости бизнеса, необходимо выделить прозрачность, выражающуюся в своевременном раскрытии достоверной информации о деятельности предприятия.
Система оформления бухгалтерского учета в России на сегодняшний день подвергается серьезному реформированию, и одной из целей этого процесса является повышение прозрачности финансовой отчетности компаний. При этом одной финансовой отчетности уже недостаточно, она выражает количественные показатели, но не реальную динамику прогресса или регресса компании. Как результат — потенциальный инвестор может создать ложное представление о компании, которое не будет соответствовать действительности.