По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253:[61:002]

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе общения врача и пациента

Аськов Николай Николаевич ассистент кафедры медицинского права и биоэтики ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России. E-mail: askoff@mail.ru

Современные информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в сферу здравоохранения и имеют значительный потенциал в решении проблем коммуникационного характера между врачом и пациентом. Их применение различными субъектами системы организации и оказания медицинской помощи способно устранить определенные сложности в общении друг с другом и повысить эффективность функционирования системы здравоохранения.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». — URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=171682 (дата обращения: 16.01.2015).

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.04.2011 № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». — URL: http://www. rosminzdrav.ru/open/discuss/6 (дата обращения: 16.01.2015).

3. Андриянова Е.А., Гришечкина Н.В. Проблемы формирования системы электронного здравоохранения в России [Текст] // Здравоохранение Российской Федерации. — 2012. — № 6. — С. 27–29.

4. Вольтон Д. Информация не значит коммуникация / Пер. с фр. Н.Н. Цветковой; Отв. ред. К.Г. Сальберг-Вачнадзе; Авт. послесл. президент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова проф. Я.Н. Засурский. — 2-е изд. — М.: ПОЛПРЕД Справочники, 2011. — 34 c.

5. Герасименко И.Н. Телемедицинские технологии как организационный и методический фактор предупреждения ошибочных действий медицинских специалистов [Текст] // Здравоохранение Российской Федерации. — 2007. — № 6. — С. 34–36.

6. Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Учеб. пособие / Пер. с англ.; Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. — 400 с.

7. Михеев А.Е., Горбунов П.А. Интернет и сохранение здоровья [Текст] // Врач и информационные технологии. — 2012. — № 1. — С. 6–15.

8. Молокова Е.Н. Врачи как аудитория интернет-пользователей: профиль, потребности, предпочтения [Текст] // Врач и информационные технологии. — 2011. — № 1. — С. 50–58.

9. Орел В.И., Кутушев Т.Ш. Современные подходы к использованию информационных технологий в здравоохранении [Текст] // Общественное здоровье и здравоохранение. — 2008. — № 4 (29). — С. 7–10.

10. Сергеев В.В., Наследков В.Н., Шмелёв И.А., Ильина Е.Р., Купряхин В.А., Антимонов А.В., Аськов Н.Н. Биоэтика: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям высш. проф. образования группы «Здравоохранение». — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 240 с.

11. Тарасенко Е.А. Профессиональные медицинские сети — возможности и перспективы [Текст] // Здравоохранение. — 2012. — № 2. — С. 52–58.

12. Paolo R. Medicine in the Internet age. The rise of the network society // Funct. Neurol. — 2006. — Vol. 21. — № 1. — Р. 9–13.

Проанализировать возможности современных информационно-коммуникационных технологий в аспекте улучшения коммуникационного процесса между всеми субъектами оказания медицинской помощи.

В качестве материала использованы современная нормативно-правовая база Российской Федерации, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. Основным методом исследования явился анализ.

Современные тенденции развития мировой медицины неотъемлемо связаны с прогрессом в технологической сфере. Причем развитию подвергаются не только технологии, имеющие прямое отношение к лечебно-диагностическому процессу (например, применение медицинского оборудования), но и так называемые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), без которых практически невозможно представить жизнь современного человека. Традиционно к ним относят Интернет, мобильную связь, видеосвязь.

Не вызывает сомнений тот факт, что основной задачей здравоохранения является обеспечение граждан качественной и доступной медицинской помощью. Анализ законодательной базы отечественного здравоохранения показывает, что российская медицина в настоящее время постепенно приобретает пациентоцентрированный характер, учитывая количественный объем и качественные характеристики прав и обязанностей медицинских работников и граждан. В этих условиях налицо вероятность возникновения различных ситуаций конфликтного характера в силу недостаточности коммуникационного процесса между ними. В связи с этим особую актуальность приобретают современные ИКТ, с помощью которых данный процесс можно существенно упростить и улучшить.

Как верно указывает В. И. Орел с соавт. [9], для реформирования здравоохранения нужны эффективные технологии (информационные), позволяющие обеспечить надежный обмен информацией между компонентами системы. При этом следует обратить особое внимание на коммуникационную составляющую ИКТ, учитывая слова Д. Вольтона, основателя и директора Института наук о коммуникации (Париж, Франция): «Чем больше информации, тем меньше коммуникация» [4]. Применив этот тезис в сфере здравоохранения, можно предположить, что избыток информации у пациента и медицинского работника способен привести к дефициту коммуникации между ними.

Для Цитирования:
Аськов Николай Николаевич, Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе общения врача и пациента. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2015;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: