Проанализировать возможности современных информационно-коммуникационных технологий в аспекте улучшения коммуникационного процесса между всеми субъектами оказания медицинской помощи.
В качестве материала использованы современная нормативно-правовая база Российской Федерации, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. Основным методом исследования явился анализ.
Современные тенденции развития мировой медицины неотъемлемо связаны с прогрессом в технологической сфере. Причем развитию подвергаются не только технологии, имеющие прямое отношение к лечебно-диагностическому процессу (например, применение медицинского оборудования), но и так называемые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), без которых практически невозможно представить жизнь современного человека. Традиционно к ним относят Интернет, мобильную связь, видеосвязь.
Не вызывает сомнений тот факт, что основной задачей здравоохранения является обеспечение граждан качественной и доступной медицинской помощью. Анализ законодательной базы отечественного здравоохранения показывает, что российская медицина в настоящее время постепенно приобретает пациентоцентрированный характер, учитывая количественный объем и качественные характеристики прав и обязанностей медицинских работников и граждан. В этих условиях налицо вероятность возникновения различных ситуаций конфликтного характера в силу недостаточности коммуникационного процесса между ними. В связи с этим особую актуальность приобретают современные ИКТ, с помощью которых данный процесс можно существенно упростить и улучшить.
Как верно указывает В. И. Орел с соавт. [9], для реформирования здравоохранения нужны эффективные технологии (информационные), позволяющие обеспечить надежный обмен информацией между компонентами системы. При этом следует обратить особое внимание на коммуникационную составляющую ИКТ, учитывая слова Д. Вольтона, основателя и директора Института наук о коммуникации (Париж, Франция): «Чем больше информации, тем меньше коммуникация» [4]. Применив этот тезис в сфере здравоохранения, можно предположить, что избыток информации у пациента и медицинского работника способен привести к дефициту коммуникации между ними.