Актуальность темы. Инбридинг является одним из наиболее распространенных в собаководстве методов чистопородного разведения благодаря возможности достаточно быстро закрепить желаемые признаки в поголовье. Многие заводчики в России и в мире используют этот метод в своей племенной работе. Однако современная ситуация в собаководстве такова, что разведение собак сильно фрагментировано. Большинство питомников не крупные и имеют от одного до трех производителей, как правило, это суки, а питомники с большим количеством производителей, включающие сук и кобелей, очень редки, что подтверждается в исследованиях австралийских ученых [2]. В России ситуация аналогична. Отсутствует централизованное планирование селекционной работы, что нередко приводит к потере генетического разнообразия и закреплению нежелательных признаков в части популяции. Результаты исследований показывают, что повышение уровня инбридинга оказывает негативное влияние на рождаемость, здоровье и продуктивность многих популяций домашних животных, особенно у наименее популярных пород, и, следовательно, не имеющих достаточного генетического разнообразия [1, 5].
G. Leroy et al. [4] получили результаты, свидетельствующие о негативном влиянии инбридинга на число щенков в помете в исследовании семи пород собак во Франции. Было обнаружено, что у всех исследуемых пород число щенков в помете существенно снижалось с повышением степени инбридинга.
Ризеншнауцер – не слишком многочисленная порода собак. Пик популярности приходился на 80–90-е гг. прошлого века. На данный момент многие владельцы и заводчики, державшие в те годы ризеншнауцеров, отдают предпочтение собакам породы цвергшнауцер как более компактной и удобной разновидности шнауцеров, которая сочетает внешность и поведение ризеншнауцера с небольшим размером, что облегчает содержание такой собаки в условиях города. Поэтому проблема чрезмерного использования инбридинга и связанное с ним снижение генетического разнообразия, а также высокая вероятность проявления инбредной депрессии в породе стоит достаточно остро.