По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Использование энергопоездов в годы Великой Отечественной войны

Лушпаева Е. В. директор по работе со СМИ и органами власти ПАО «Мосэнерго»
Кошелева Е. Н. руководитель музейной группы ПАО «Мосэнерго»

Исторический очерк об опыте создания энергопоездов в Мосэнерго в годы Великой Отечественной войны для оперативного энергоснабжения населения и восстановления предприятий. Всего на ТЭЦ Мосэнерго было смонтировано 7 передвижных электростанций. Поезда были укомплектованы персоналом и направлены в освобожденные районы.

Литература:

1. Московская энергетика в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. / Под ред. А. Я. Копсова. — М.: Машиностроение, 2015. Авторы-составители: Г.Л. Андреев, Ю.Н. Вавилов.

2. Мосэнерго: 130 лет развития / Г.Л. Андреев, С.С. Шандаров; под общей ред. Е.В. Лушпаевой. — М.: Мосэнерго, 2017. — 256 с.: илл.

3. Сайт Музея Мосэнерго, http:// www.mosenergo-museum.ru/History_ of_Mosenergo/Historical_Review/17274/

4. Документы из архива Музея Мосэнерго, Ф.006. Мосэнерго 1941– 1945, ед. хр.16. Передвижные энергопоезда.

5. Фотография с сайта https:// pastvu.com/p/925621.

Важным событием в военной истории стало создание на базе паротурбинных установок энергопоездов, которые помогли в оперативном обеспечении электроснабжения населения освобож денных территорий СССР в годы Великой Отечественной войны.

Восстановление разрушенных объектов началось в 1942 г., когда вражеское наступление было сломлено и Красная армия перешла в контратаку. Основной задачей стало возрождение освобожденных территорий: ввод промышленных предприятий, возвращение к нормальной жизни.

28 ноября 1942 г. Народный комиссариат электростанций СССР поручил Мосэнерго изготовить передвижные электростанции на железнодорожной платформе, используя демонтируемое, бывшее в работе оборудование.

Копия приказа

Приказ по управлению и предприятиям Мосэнерго № 218 от 11 декабря 1942 г.

В соответствии с приказом НКЭС от 28.11.42 г. ... по вопросу монтажа передвижных электрических станций на железнодорожном ходу приказываю:

1. Начальнику конторы Мосэлектросетьстроя т. Снитовскому организовать на базе бывшей Фрунзенской ТЭЦ производство передвижных электрических станций, обеспечив выпуск двух электрических станций к 15 февраля 1943 г.

2. Директору ТЭЦ-9 Полякову произвести монтаж одной передвижной электрической станции, обеспечив выпуск ее к 15 января 1943 года.

3. Начальнику Проектно-конструкторского Бюро Мосэнерго Филиппову М.Н. организовать бригаду по проектированию передвижных электрических станций, обеспечив разработку проектов к 20 декабря 1942 года.

Заместитель Управляющего Мосэнерго Лобанов А.И. [1].

Проектирование энергопоездов было поручено Проектно-конструкторскому бюро Мосэнерго. Мощности этих поездов (от 500 до 1 500 кВт) на первых порах было достаточно для обеспечения неотложных городских нужд. В качестве парогенератора использовался паровоз (обычно серии ФД). Турбогенератор и конденсатор к турбине монтировались на отдельных железнодорожных платформах, распределительное электрическое устройство со щитом управления и помещения для персонала размещались в двух крытых вагонах. Всего на сборку такого энергопоезда уходило от двух до четырех недель — в сравнении со сроком, необходимым для восстановления и ввода в эксплуатацию стационарной электростанции, выигрыш во времени был колоссальным.

Для Цитирования:
Лушпаева Е. В., Кошелева Е. Н., Использование энергопоездов в годы Великой Отечественной войны. Электроцех. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала