В последние десятилетия космонавтика и ее достижения вошли в повседневную жизнь каждого человека и общества в целом. Основная часть телеканалов транслируется через спутники. Современный прогноз погоды просто невозможен без информации, круглосуточно передаваемой с метеоспутников. Дистанционное зондирование Земли, связь, глобальные навигационные системы используются практически во всех странах и способствуют экономии финансовых ресурсов [1–3].
Управление летательными аппаратами осуществляется с помощью органов управления, построенных с использованием аэродинамических сил или энергии истекающей струи двигателя. Иногда применяют комбинированные органы управления, в которых используют аэродинамические и силы истекающей газовой струи. Одним из наиболее распространенных методов управления вектором тяги является поворотное сопло, соединяющее с корпусом двигателя через жидкий шарнир, представляя собой опору и фланец, между которыми располагается полость, заполненная маслом. Полость состоит из корпуса (титанового сплава), сама оболочка состоит из эластомера, заполненного жидкостью под давлением. Применение такого шарнира позволяет отклонять сопло в двух плоскостях (тангажу и рыскания) на ±4 град.
В связи с бурным развитием приборостроения и ракетостроения требуется проектирование систем управления с более быстрой скоростью срабатывания системы, уменьшением габаритов и стоимости приборов. Одним из таких компонентов систем автоматического управления являются электрогидравлические приводы. Также для управления вектором тяги некоторых жидкостных ракетных двигателей используют газовые рули. Газовые рули, выполненные из жаропрочного графита, изменяют направление струи газов на выходе из сопла двигателя при помощи поворотного устройства. Недостаток этого способа состоит в том, что установленные в поток газов на выходе из сопла рули создают, во-первых, постоянное сопротивление газовому потоку, во-вторых, поверхность газовых рулей выгорает примерно на половину от первоначальной.