По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.13

Использование биодизельного топлива в условиях холодного климата

А. Л. Пенкин канд. техн. наук, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург, Россия, E-mail: apenkin1@gmail.com
А. А. Воробьев д-р техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), г. Санкт-Петербург, Россия, E-mail: 79219751198@ yandex.ru

В статье рассмотрены существующие методики оценки выбросов отработавших газов автотранспортных средств. В ходе анализа физико-химических свойств определено, что среди положительных особенностей биодизеля наиболее важным является его экологичность, а среди отрицательных — неудовлетворительные низкотемпературные свойства. На основе выявленных проблем в эксплуатации автомобилей в условиях холодного климата, а также проведенного анализа физико-химических свойств биодизеля рассмотрен вариант улучшения его низкотемпературных свойств за счет смешивания с нефтяным дизельным топливом и добавления депрессорно-диспергирующих присадок.

Литература:

1. Гнедова Л.А., Гриценко К.А., Лапушкин Н.А., Перетряхина В.Б., Федотов И.В. Применение различных видов моторного топлива в условиях Сибири и Крайнего Севера // Транспорт на альтернативном топливе. 2013. №2 (32).

2. Осипенко Д.Ф., Грохотова Е.В., Сидоров Г.М., Фатхутдинова Э.Н. Улучшение низкотемпературных свойств дизельного топлива // Сетевое издание «Нефтегазовое дело», 2019, №4.

3. Солодова Н.Л., Хамзин Е.Е., Емельянычева Е.А. Получение низкозастывающих малосернистых дизельных топлив // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №24.

4. Солодова Н.Л., Терентьева Н.А. Немного о биотопливах // Вестник Казанского технологического университета. 2010. №11.

5. Винаров А.Ю., Дирина Е.Н. Биодизель из растительного сырья. Повышение конкурентоспособности за счет переработки отходов производства // Транспорт на альтернативном топливе. 2009. №4 (10).

6. Горохов Д.Г., Бабурина М.И., Иванкин А.Н., Прошина О.П. Жидкое биотопливо из растительного и животного сырья. Технические и экономические аспекты // Вестник МГУЛ — Лесной вестник. 2010. №4.

7. Мифтахова Л.Х. Промышленные методы производства биодизельного топлива // Вестник Казанского технологического университета. 2013. №12.

8. Буйлова М.В., Ломтадзе Э.З., Рубеж Е.Е. Использование альтернативных видов топлива на грузовом автотранспорте // ТТПС. 2021. №2 (56).

9. Белозерцева Н.Е., Торчакова О.М., Богданов И.А., Киргина М.В. Исследование целесообразности использования биодизельных топлив в качестве смесевого компонента товарных дизельных топлив // Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология. 2022. №1 (40).

10. Натальина А.А., Черкаев Г.В. Сравнительный анализ характеристик биодизельного и дизельного топлив для работы судовых двигателей // Труды Крыловского государственного научного центра. 2021. №S1.

Биодизельное топливо — это смесь алкиловых эфиров жирных кислот, получаемая процессом переэтерификации триглицеридов с помощью одноатомных спиртов в присутствии катализаторов.

Из-за схожих свойств биодизеля с нефтяным дизельным топливом возможно его применение как в виде добавки к ДТ, без внесений изменений в конструкцию ТС, так и в качестве самостоятельного топлива.

Биодизель отличается большим цетановым числом (51–70), увеличенным расходом топлива (< 25%), хорошими смазочными свойствами, высокой гигроскопичностью и коррозионной активностью, а также низкой окислительной стабильностью.

Биодизельное топливо является более экологичным, чем нефтяное дизельное, и добавление его даже в небольшом количестве поможет снизить выбросы углекислого газа (до 70%), монооксида углерода, углеводородов, твердых частиц и других веществ (кроме оксидов азота). Все это связано с наличием в топливе кислорода, благодаря которому процесс сгорания становится более эффективным, а также с тем, что при сгорании топлива выделяется столько же углекислого газа, сколько было поглощено растением за период его жизни (в случае производства биодизеля из растительного сырья). Количество серы в биодизеле тоже значительно меньше (< 0,001%), чем у ДТ (< 0,2%). Помимо этого, данный вид топлива не является токсичным для живых организмов и в случае утечки в воду или почву в течение месяца практически полностью разлагается без образования вредных компонентов.

Применение биодизеля в условиях северных регионов невозможно из-за его неудовлетворительных низкотемпературных свойств. Поэтому получение низкозастывающего топлива данного вида — это ключевая задача для обеспечения экологичным видом топлива северных регионов страны.

Использование смеси В20 уменьшает токсичность отработавших газов (ОГ) двигателя. При этом рассматриваемая топливная смесь проявляет хорошие смазочные свойства и имеет более высокое цетановое число. Таким образом, смешивая ДТ с биодизелем в разных пропорциях можно скомпенсировать неудовлетворительные низкотемпературные свойства биодизеля и другие недостатки.

Для Цитирования:
А. Л. Пенкин, А. А. Воробьев, Использование биодизельного топлива в условиях холодного климата. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: