Существующий уклад сервисных центров по ремонту сельскохозяйственной техники определяется действующими регламентными требованиями на капитальный ремонт. Однако многие сервисные центры испытывают значительные трудности, которые обусловливаются необходимостью применения широкой номенклатуры узкоспециализированного технологического оборудования. Предприятия недополучают прибыль в значительной степени из-за отсутствия современного контрольно-диагностического оборудования, или существующие энергосети требуют модернизации с учетом новой подключаемой нагрузки, что, в свою очередь, значительно повышает себестоимость выполняемых работ и, соответственно, снижает привлекательность получения услуги для потенциального клиента.
Значительное количество опубликованных научных работ по использованию относительно доступного источника восполняемого ремонтного фонда позволяет сделать вывод об актуальности вопроса в первую очередь для АПК [1–3]. Причина тому — относительно низкая платежеспособность конечного потребителя и большое количество используемых марок тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин, находящихся за амортизационными сроками эксплуатации.
Как известно, жизненный цикл морально и физически изношенной энергонасыщенной техники сельскохозяйственного, дорожно-строительного и коммунального назначения заканчивается утилизацией. Часто при этом ресурсоопределяющие узлы и агрегаты техники: дизельные двигатели, гидростатические трансмиссии, агрегаты гидропривода и ходовой части, имеют высокий остаточный ресурс и могут быть использованы далее.
Необходимо отметить, что сервисные и ремонтные службы эксплуатирующих, обслуживающих технику организаций во многом оснащены устаревшим, маломощным, узкоспециализированным стендовым оборудованием из бывших специализированных предприятий (РТП, «Сельхозтехник» и др.) и не всегда могут полностью удовлетворить потребности в соответствии с техническими требованиями завода-производителя, особенно для проведения программ контроля качества ремонта мощных и современных агрегатов. Это в совокупности снижает достоверность полученных диагностических параметров и может привести к рискам ошибок при определении технической готовности отремонтированной техники, в частности агрегатов трансмиссии и ходовой части, гидропривода [4, 5].