По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 74.03

«Исламский ренессанс» в контексте российской конфессиональной политики (XIX в.)

362025, Республика Северная Осетия — Алания, Владикавказ, ул. Ватутина, 46. e-mail: nadezhda-blejjkh@mail.ru

В статье на основе архивных и документальных материалов анализируется «исламский ренессанс» в контексте российской конфессиональной политики. Доказывается, что главным фактором «исламского ренессанса» является вхождение северокавказских народов в правовое и социокультурное поле России. Его признаками явились: наличие легитимности, открытие мечетей, функционирование исламских традиционных институтов, отправление религиозного обучения. Проводившаяся на северокавказской окраине модернизация в социально-духовной сфере способствовала укреплению авторитета самой религии в жизни иноэтнического социума, содействовала исламизации горцев. Однако многие проекты по модернизации Северного Кавказа остались незавершенными (в том числе и его исламизация) и по сей день вызывают дискуссии. Этот факт требует выработки взвешенной политики российских властей в «мусульманском вопросе».

Литература:

1. Bleich N.О. The Contribution of Russian and Mountaineer Enlighteners to the Making of Writing Culture in the North Caucasus // Bylye Gody. — 2015. — Vol.

36. Is. 2. — P. 289–294.

2. Hammer M. Muslim Resistance to the Tsar: Shamil and the Conquest of Chechnia and Daghestan. — London, 1994. — Р. 512.

3. Арапов Д.Ю. Мусульманский мир в восприятии верхов Российской империи // Вопросы истории. — 2005. — № 4. — С. 13–18.

4. Блейх Н.О. Социокультурная парадигма становления просветительства на Северном Кавказе. Монография / Н. О. Блейх; Федеральное агентство по образованию; Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования «Северо-Осетинский гос. ун-т имени К. Л. Хетагурова». — Владикавказ, 2009. — 214 с.

5. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения. — Симферополь, 1881. — 213 с.

6. Гичибекова Р.М. Некоторые особенности самодержавия в отношении ислама на Кавказе // Научное обозрение: Ежеквартальный сборник статей Ассоциации молодых ученых Дагестана. — Махачкала, 2012. — Вып. 51. — С. 72–78.

7. Обозрение исторических сведений о Своде законов Российской империи. Изд. 2. — СПб.: Типография 2 Отделения Собственной Е.И. В. Канцелярии, 1837. — 204 с.

8. РГАДА (Российский государственный архив древних актов). Ф. 1406 [Фонд генерала А. П. Ермолова]. Оп. 1. Д. 313. — Л. 287.

9. РГИА СПб. (Российский государственный исторический архив Санкт-Петербурга). Ф. 1268 [Кавказский комитет]. Оп. 1 Д. 545. — Лл. 5–16.

10. Хачидогов Р.А. Российская политика в области мусульманского образования конца XIX — начала ХХ веков на Северном Кавказе // Историческая и социально-образовательная мысль. — Т. 7. — № 5. — Часть 1. — 2015. — С. 67–72.

11. ЦГА РСО-А (Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания). Ф. 290 [Управление начальника Владикавказского военного округа]. Оп. 19. Д. 2. — Лл. 23–56.

12. ЦГИА РГ (Центральный государственный исторический архив Республики Грузия). Ф. 229 [Канцелярия наместника на Кавказе по военно-народному управлению. 1883–1908 гг.]. Оп. 1. Д. 1078. — Л. 47.

Статья поступила 28.05.2017 г.

В Северокавказском регионе не найдется ни одной политической или социальной проблемы, в которой не присутствовал бы исламский элемент, поскольку большинство иноэтнических групп, проживающих на Кавказе, составляют мусульмане (их в крае насчитывается около 5 млн).

В настоящее время, анализируя роль ислама, нам приходится обращаться к истории взаимоотношений России и Кавказа, которые исследователями не всегда оцениваются однозначно. Однако ни у кого из ученых не вызывает сомнений тот факт, что сольватация Северного Кавказа с Россией на протяжении нескольких столетий наложила отпечаток на политико-экономическую и социально-духовную жизнь горских народов. Причем в сторону позитива.

Особо эта тенденция стала проявляться в XIX в., когда здесь набирает силу исламское возрождение. Одним из звеньев его является политизация ислама, от результата которого зависело последующее развитие событий в регионе, его позиция по отношению с Центром. В ходе этого процесса определялся менталитет мусульман, их идентичность, на перемену которой Россия никогда не претендовала.

То, что мы наблюдаем сегодня, является отражением процессов, начавшихся не один век назад. Это снова и снова заставляет нас обратиться в прошлое для того, чтобы правильно расставить акценты по поводу исламского вероисповедания, так как оно до сих пор остается не просто конфессией, а мощным фактором, формирующим этническую тождественность мусульманских общин, имеющих огромное влияние на ценностные ориентации ее членов. И чтобы эти нравственные императивы не приобрели негативные тенденции, российская власть обязана обратиться к истории, чтобы выработать правильную стратегию и тактику своих действий в регионе. В этом нам видится актуальность и ценность настоящей статьи.

В процессе постепенной инкорпорации северокавказских территорий в тело российского государства проживавшие на них этнические сообщества стали выражать надежду не только на защиту своих интересов прочным государственным установлением, но и на религиозную веротерпимость. Такой вывод исходил из имеющейся практики конфессиональной политики, проводившейся Российской империей до XIX в. Данный тезис подтверждает высказывание известного просветителя И. Гаспринского, говорившего о том, что «… российские мусульмане по законам нашего Отечества пользуются равными правами с коренными русскими и даже в некоторых случаях, во уважение их общественного и религиозного быта, имеют кое-какие преимущества и льготы» [5. С. 23].

Для Цитирования:
, «Исламский ренессанс» в контексте российской конфессиональной политики (XIX в.). Вопросы культурологии. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: