Статья поступила 28.05.2017 г.
В Северокавказском регионе не найдется ни одной политической или социальной проблемы, в которой не присутствовал бы исламский элемент, поскольку большинство иноэтнических групп, проживающих на Кавказе, составляют мусульмане (их в крае насчитывается около 5 млн).
В настоящее время, анализируя роль ислама, нам приходится обращаться к истории взаимоотношений России и Кавказа, которые исследователями не всегда оцениваются однозначно. Однако ни у кого из ученых не вызывает сомнений тот факт, что сольватация Северного Кавказа с Россией на протяжении нескольких столетий наложила отпечаток на политико-экономическую и социально-духовную жизнь горских народов. Причем в сторону позитива.
Особо эта тенденция стала проявляться в XIX в., когда здесь набирает силу исламское возрождение. Одним из звеньев его является политизация ислама, от результата которого зависело последующее развитие событий в регионе, его позиция по отношению с Центром. В ходе этого процесса определялся менталитет мусульман, их идентичность, на перемену которой Россия никогда не претендовала.
То, что мы наблюдаем сегодня, является отражением процессов, начавшихся не один век назад. Это снова и снова заставляет нас обратиться в прошлое для того, чтобы правильно расставить акценты по поводу исламского вероисповедания, так как оно до сих пор остается не просто конфессией, а мощным фактором, формирующим этническую тождественность мусульманских общин, имеющих огромное влияние на ценностные ориентации ее членов. И чтобы эти нравственные императивы не приобрели негативные тенденции, российская власть обязана обратиться к истории, чтобы выработать правильную стратегию и тактику своих действий в регионе. В этом нам видится актуальность и ценность настоящей статьи.
В процессе постепенной инкорпорации северокавказских территорий в тело российского государства проживавшие на них этнические сообщества стали выражать надежду не только на защиту своих интересов прочным государственным установлением, но и на религиозную веротерпимость. Такой вывод исходил из имеющейся практики конфессиональной политики, проводившейся Российской империей до XIX в. Данный тезис подтверждает высказывание известного просветителя И. Гаспринского, говорившего о том, что «… российские мусульмане по законам нашего Отечества пользуются равными правами с коренными русскими и даже в некоторых случаях, во уважение их общественного и религиозного быта, имеют кое-какие преимущества и льготы» [5. С. 23].