По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 297

Ислам в истории Средневековой Руси: политический и культурный аспект

Святославская Лариса Валерьевна НОЧУ ДПО «Центр подготовки туристических кадров», Россия, 121165, Москва, ул. Киевская, 22, e-mail: svlava@gmail.com

Статья содержит проблемный анализ истории взаимоотношений ислама и древнерусской культуры, а также представленной в динамике конфессиональной политики Древней Руси в отношении ислама. Рассмотрена ситуация домонгольской Руси, ордынская эпоха и период XVI–XVII вв. Исторические факты подвергаются анализу с позиций межкультурного взаимодействия носителей исламской и православной культуры. Особое внимание уделено отношениям с Ордой, Казанскому походу Ивана Грозного, представителям татарских родов на службе Московского князя. Освещена история формирования компактных исламских поселений на территории Московского Царства — от московских городских слобод и до образования Касимовского ханства. Также рассмотрен вопрос о ранней истории храмоздания исламских общин на московской земле.

Литература:

1. Асадуллин Ф.А. Мир ислама в общественно-культурном пространстве Москвы: опыт прошлого и современность / Институт востоковедения РАН. — М.: ИВ РАН, 2015. — С. 23.

2. Бартольд В.В. Мусульманские известия о чингизидах-христианах. [Библиотека Якова Кротова.] [Электронный ресурс.] URL: http://krotov.info/libr_ min/02_b/ar/told.html#11 (Дата обращения: 14.07.2017).

3. Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских документов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — С. 67–71, С. 72–115.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 9, глава 3, стр. 21. [Азбука веры.] [Электронный ресурс.] URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Nikolaj_Karamzin/istorija-gosudarstva-rossijskogo/9_3 (Дата обращения: 14.07.2017).

5. Соборное уложение 1649 г. [Электронный ресурс.] URL: http://www.hist.msu. ru/ER/Etext/1649/22.htm (Дата обращения 14.07.2017).

6. Юрченко А.Г. Хан Узбек: Между империей и исламом (структуры повседневности). Книга-конспект. — СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. — С. 262–263.

Статья поступила 20.07.2017 г.

Для Руси издревле были обыденны контакты с миром ислама.

Мусульманские купцы и путешественники регулярно посещали русские земли и в дохристианский период, и позднее. Некоторые из них оставили сохранившиеся до наших дней записки, в которых содержится описание их поездок на Русь, а также в сопредельные с ней страны. Свидетельства таких очевидцев, как Ахмед ибн Фадлан, Абу Хасан аль-Масуди, Абу Али ибн-Руста, Абу Касим ибн-Хаукаль, Абу Муслим ал-Джарми и других служат важными источниками по истории средневекового русского государства. Достаточно большое коли чество сохранившихся свидетельств арабов о Руси заставляет предположить, что восточных путешественников, посетивших русские земли, было гораздо больше, просто они не оставили после себя никаких записок, или те были на определенном историческом этапе утрачены.

В целом, ислам был настолько известен в средневековой Руси, что, как сообщает «Повесть временных лет», великий князь Владимир, выбирая общерусскую веру, рассматривал данную религию как одну из альтернатив — как достойную государственного статуса.

Контакты Руси с мусульманами не ограничивались небольшим кругом случайных приезжих. На востоке русские земли имели обширную границу с тюркским государством Волжская Булгария1 — в ту эпоху самой северной в мире страной, населенной мусульманами.

Существует версия, что человек, чье имя упоминается в летописи в связи с основанием Москвы, — боярин Степан Кучка по происхождению был волжским «булгарином» и принявшим крещение мусульманином. Основывается данное предположение на непривычном для русского уха звучании имени Кучка, которое «может восходить к словам тюркского корня «кучук» — «маленький», «небольшой» или, как и имя Кучум, «кучу» — перемещение, переезд, кочевье» [1]. А поскольку местность, где располагается Москва, в старину находилась неподалеку от территории булгар, то, возможно, что кое-кто из них мог селиться достаточно далеко от своих исконных земель. Так владения боярина — Кучково, или Кучковы села, располагались: «одно — на месте будущего Кремля, другое — на месте памятника первопечатнику Ивану Федорову и третье — в районе современной Сретенки, близ Сухаревской площади. Этот район между нынешним началом Никольской улицы и окончанием Сретенки, спускающейся к Неглинной, в народе назывался Кучково поле» [1]. В XII в. сама Москва имела двойное название, именуясь также Кучково. Все это, как близость границы с булгарами, так и тюркские названия у самых старинных московских районов, может свидетельствовать о том, что первоначальным освоением территории, на которой впоследствии выросла могучая и знаменитая столица России, занимались носители исламской культуры, и что характер города изначально формировался как поликонфессиональный.

Для Цитирования:
Святославская Лариса Валерьевна, Ислам в истории Средневековой Руси: политический и культурный аспект. Вопросы культурологии. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: