Статья поступила 20.07.2017 г.
Для Руси издревле были обыденны контакты с миром ислама.
Мусульманские купцы и путешественники регулярно посещали русские земли и в дохристианский период, и позднее. Некоторые из них оставили сохранившиеся до наших дней записки, в которых содержится описание их поездок на Русь, а также в сопредельные с ней страны. Свидетельства таких очевидцев, как Ахмед ибн Фадлан, Абу Хасан аль-Масуди, Абу Али ибн-Руста, Абу Касим ибн-Хаукаль, Абу Муслим ал-Джарми и других служат важными источниками по истории средневекового русского государства. Достаточно большое коли чество сохранившихся свидетельств арабов о Руси заставляет предположить, что восточных путешественников, посетивших русские земли, было гораздо больше, просто они не оставили после себя никаких записок, или те были на определенном историческом этапе утрачены.
В целом, ислам был настолько известен в средневековой Руси, что, как сообщает «Повесть временных лет», великий князь Владимир, выбирая общерусскую веру, рассматривал данную религию как одну из альтернатив — как достойную государственного статуса.
Контакты Руси с мусульманами не ограничивались небольшим кругом случайных приезжих. На востоке русские земли имели обширную границу с тюркским государством Волжская Булгария1 — в ту эпоху самой северной в мире страной, населенной мусульманами.
Существует версия, что человек, чье имя упоминается в летописи в связи с основанием Москвы, — боярин Степан Кучка по происхождению был волжским «булгарином» и принявшим крещение мусульманином. Основывается данное предположение на непривычном для русского уха звучании имени Кучка, которое «может восходить к словам тюркского корня «кучук» — «маленький», «небольшой» или, как и имя Кучум, «кучу» — перемещение, переезд, кочевье» [1]. А поскольку местность, где располагается Москва, в старину находилась неподалеку от территории булгар, то, возможно, что кое-кто из них мог селиться достаточно далеко от своих исконных земель. Так владения боярина — Кучково, или Кучковы села, располагались: «одно — на месте будущего Кремля, другое — на месте памятника первопечатнику Ивану Федорову и третье — в районе современной Сретенки, близ Сухаревской площади. Этот район между нынешним началом Никольской улицы и окончанием Сретенки, спускающейся к Неглинной, в народе назывался Кучково поле» [1]. В XII в. сама Москва имела двойное название, именуясь также Кучково. Все это, как близость границы с булгарами, так и тюркские названия у самых старинных московских районов, может свидетельствовать о том, что первоначальным освоением территории, на которой впоследствии выросла могучая и знаменитая столица России, занимались носители исламской культуры, и что характер города изначально формировался как поликонфессиональный.