Получая комплимент, человек неосознанно стремится оправдать ожидания, что формирует ответную симпатию и снимает психологическую защиту. Важно не только уметь правильно делать комплименты, но и принимать их. Комплимент — самое удачное начало разговора и лучший способ поднять настроение будущего партнера/собеседника.
Комплимент помогает установить с человеком доверительные отношения, вызвать позитивную ответную реакцию, повысить его уверенность и значимость, показать проявление нашей заботы о нем. Неверно же сказанный комплимент может превратиться в антикомплимент, то есть обидеть человека, а не доставить ему радость и удовольствие.
КОМПЛИМЕНТ ИЛИ ЛЕСТЬ?
Лесть, как правило, прямолинейна, однозначна, проста, понятна. Комплимент же предполагает разночтение, размышление, в ходе которого человек сам домысливает суть высказанного.
Лесть подразумевает чрезмерное преувеличение положительных качеств личности, чаще всего приписывание достоинств, которых нет. Комплимент же лишь опосредованно указывает на наличие у собеседника ряда положительных качеств. Сравните: «Тебе очень идет этот цвет» (комплимент) и «Ты самая красивая» (лесть).
Комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства. Лесть по своей природе может вызвать отторжение, спровоцировать обратную реакцию.
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА КОМПЛИМЕНТА
1. ВНИМАНИЕ СЛЕДУЕТ СОСРЕДОТОЧИТЬ НА ДУШЕВНЫХ КАЧЕСТВАХ СОБЕСЕДНИКА
Делать комплименты, касающиеся внешних достоинств человека, гораздо проще, нежели найти в человеке внутренние качества, заслуживающие внимания. Когда мы делаем собеседнику комплименты по поводу его внешности, мы сами, видимо, не сознавая этого, даем людям понять, что внешние данные для нас важнее всего, что мы ценим людей лишь по их внешности. Очень важно научиться сосредоточиваться на поощрении окружающих исключительно за их внутренние качества. Каждый может сделать новую прическу, сменить костюм или красиво загореть, однако далеко не каждый может обладать личностными достоинствами.
Конечно, не стоит совсем отказываться от комплиментов, восхваляющих наряды или украшения, просто помните, что более ценным для собеседника будет комплимент, обращенный к его внутренним качествам.
И вообще, пусть комплименты о внешности вам делают только зеркало или очень близкие люди, и то очень осторожно и деликатно. В замечаниях о внешности всегда кроется нечто интимное, глубоко личное, а потому для большинства такие высказывания — табу.
Если же вам придется стать жертвой сомнительных «любезностей», постарайтесь отшутиться, показав, что не принимаете всерьез сказанного: «Декольте на моем платье — это еще одна форма сохранения материи», «Разрез на юбке позволяет мне идти в ногу со временем». Но при этом не сомневайтесь: один из недостатков налицо — то ли во вкусе вашего наряда, то ли в воспитанности вашего собеседника.
2. ВНИМАНИЕ СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬ НЕ НА ОЧЕВИДНЫЕ ДОСТОИНСТВА СОБЕСЕДНИКА, А НА СКРЫТЫЕ
Комментируя совершенно очевидные положительные качества человека, вряд ли можно произвести на него нужное впечатление. Воздействие будет значительно сильнее, если вам удастся обратить внимание на достоинства собеседника, скрытые от наблюдения. Чем больше скрытых позитивных достоинств нам удастся подчеркнуть в партнере, тем более искренними ему покажутся наши слова. Искусство комплимента заключается в его конкретности, что позволяет окружающим почувствовать его правдивость и искренность. Опыт каждого, видимо, может подтвердить, что чем приятнее людям общаться с вами, тем больше они будут доверять вам и тем выше будет ваш шанс удачно разрешить деловую проблему.
Не ссылайтесь в комплиментах на конкретное время или дату, то есть избегайте слов «вчера», «сегодня», «сейчас»: «Сегодня вы неотразимы!» Подобные любезности вызывают логический вопрос: «А обычно — нет?!» Всего одно временное слово может превратить похвалу в антикомплимент.
3. КОНКРЕТНОСТЬ КОМПЛИМЕНТА — ЛУЧШИЙ МЕТОД
Комплименты должны быть не общими, а максимально конкретными — лишь в этом случае они покажутся людям искренними и откровенными. Конкретность удастся придать с помощью слов «потому что…» с последующим описанием своих очевидных наблюдений. Действительно, когда нам говорят что-то приятное о каких-либо деталях, мы невольно верим человеку. Более того, нам хочется думать, что за комплиментом скрывается правда.
Не обобщайте комплимент шаблонными выражениями: «как всегда», «просто великолепно», «превосходно» и т. п. Ведь искренняя похвала человеку говорится «здесь и сейчас» за то, что он сделал или сказал в данный момент. А любые безотносительные оценки, даже самые лучшие, вызывают ощущение неискренности и наигранности.
Прежде чем сказать человеку любезность, подумайте, что вам лично хотелось бы у него позаимствовать: черты характера, внешности, детали одежды и т. п. Вот это и хвалите, и как можно конкретнее. Старайтесь расшифровать комплимент: после похвалы просто уточните, за что человек достоин положительной оценки.
4. СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ ПОЛ И ВОЗРАСТ СОБЕСЕДНИКА
Делая комплименты окружающим, важно учитывать, кто перед вами — мужчина или женщина, молодой или пожилой человек.
Возрастные особенности. У каждого возраста различаются те качества и свойства, которые являются значимыми для человека и могут быть поводом для комплимента.
Ребенок. Для него наверняка небезразличны его оценка окружающими, наличие интересных игрушек, собственная послушность и многое другое.
Подросток. Для него особо значимы желание выделиться, модная одежда («прикид»), увлечения, мнение о себе со стороны сверстников, физическая привлекательность и т. д.
Юношество. Молодые люди, как показывают исследования, небезразличны к тому, насколько они раскрепощены, имеют ли собственное мнение, в престижном ли учебном заведении учатся, независимы ли от родителей, насколько сексуально привлекательны, имеют ли жизненный опыт и т. д.
Взрослый человек. В этом возрасте наиболее ценно и значимо, пожалуй, следующее: социальный статус человека, успешность его деятельности, наличие результатов профессионального труда, здоровье, имидж и многое другое, что может и должно стать предметом нашего искреннего восхищения.
Пожилой возраст. В этом возрасте ценностные ориентации во многом объективно меняются. Для бабушки (или дедушки) бывают очень значимы успешность их детей, признание окружающими накопленного опыта, желание передать этот опыт своим последователям и др.
Все перечисленное выше крайне важно учитывать, когда мы делаем комплименты, указывая максимально адресно то, что ценно, значимо и важно для самого собеседника.
Половые особенности. Существуют различия в восприятии комплиментов женщинами и мужчинами.
ДЛЯ ЖЕНЩИН КОМПЛИМЕНТ — ЭТО ВЗЯТКА ИХ САМОЛЮБИЮ, ПОСТОЯННО ТРЕВОЖАЩЕМУСЯ ПО ПОВОДУ НЕСОВЕРШЕНСТВА.
Для мужчины особо значимы его умственные способности, собственное финансовое положение, успешность карьеры, социальный статус, целеустремленность, решительность и ряд других качеств, которые в идеале должны отражать имидж преуспевающего мужчины.
Кстати, мужчины не привыкли к комплиментам по поводу своей внешности, а ведь именно им они радуются как дети. Женщины, вооруженные постулатом о том, что они «любят ушами», принимают комплименты как должное и уверены, что мужчинам эта форма внимания совершенно ни к чему. На самом же деле 99 мужчин из 100, какими бы уверенными в себе они ни казались, просто-таки жаждут всеобщего одобрения.
Для женщин комплимент — это взятка их самолюбию, постоянно тревожащемуся по поводу несовершенства, а для мужчин это повод к действию. И комплимент обретает поистине магическую силу. Не нужно никакого приворотного зелья и заговоров: вовремя сказанный и грамотно оформленный комплимент сделает свое дело. А все потому, что даже с виду самоуверенные сильные мужчины жить не могут без «подпитки» одобрением и восхищением. Тем более что комплимент — это вовсе не ложь. Это просто небольшое преувеличение достоинств или доброжелательная правда, сказанная вовремя.
А что же ценно и значимо для женщины? Безусловно, это внешний вид, красота лица и фигуры, женственность, образование, финансовое положение (собственное или мужа), карьера (для бизнес-леди), внутреннее обаяние и еще очень многое, на что следует умело обращать внимание, когда объектом комплиментов является женщина.
Женщинам не нравятся «заигранные» комплименты. Не надо хвалить «красивые глаза». Дама желает услышать нечто особенное — о необыкновенной длине ее ресниц, изумительном кофейном цвете глаз и т. д. Избегайте так называемых прямых комплиментов: «У тебя красивое платье» или «Где ты купила такие классные клипсы?». Деловая жизнь, несомненно, имеет свою специфику, и хотя бытует мнение, что женщины предпочитают комплименты относительно своей внешности, а мужчины — насчет своих достижений, тем не менее на работе дама скорее предпочтет комплимент относительно своей компетентности и ума, нежели удачно выбранного платья.
5. ТРЕНИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЕТ КАК МОЖНО ЧАЩЕ
Существует достаточно распространенное заблуждение, что говорить комплименты необходимо только «нужным» людям, то есть тем, от которых нужно что-то получить. Не имея опыта делать комплименты «по пустякам», вряд ли можно добиться отточенного опыта комплиментарности по отношению к «нужному» человеку. Вот почему, чтобы комплимент был удачным в нужной ситуации, необходимо его совершенствовать на «полигоне» повседневно-бытовых взаимоотношений, начиная с собственного ребенка и заканчивая случайными прохожими на улице. Только в тренировках будет отточено изысканное мастерство комплиментарности.
Практикой и только практикой достигаются легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым. Очень полезно поставить себе задачу: ни дня без комплимента. Комплимент, как известно, начинается с желания его сказать. Важно найти то, что нравится в собеседнике, что бы хотелось позаимствовать у него. И сказать об этом прямо.
Люди обычно принимают комплименты благосклонно, ибо всякому приятно уже то, что ему говорят что-то хорошее. Поскольку мужчины не особенно избалованы комплиментами, то они и менее требовательны к их качеству. Поэтому тренироваться в комплиментарности лучше на мужчинах.
ПРИ «ОТТАЧИВАНИИ МАСТЕРСТВА» НЕОБХОДИМО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ НЕСКОЛЬКИХ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ:
1 . Произносить комплименты надо уверенно, не краснея и не бледнея самому. Слова необходимо сочетать с тоном голоса, мимикой и позой.
2. Делая комплимент, лучше заранее прогнозировать реакцию партнера. Неуместный комплимент может вызвать раздражение.
3. Комплимент должен быть однозначным, без скрытого подтекста и издевок.
4. Нельзя делать комплимент относительно тех качеств, от которых собеседник стремится избавиться.
5 . Комплимент не должен звучать как поучение или навязывание своих взглядов.
ЧТО ТАКОЕ СКРЫТЫЙ КОМПЛИМЕНТ?
К числу скрытых комплиментов можно отнести:
- проявление искреннего интереса к собеседнику (чтобы интерес был искренним, важно постараться найти в человеке то, что на самом деле вам любопытно: что-то из его биографии, работы, семьи, событий, свидетелем которых он был, хобби);
- частое упоминание имени собеседника (запомнивший имя собеседника демонстрирует по отношению к нему нечто большее, чем просто уважительное отношение). Высший пилотаж — знать, какая именно форма имени наиболее нравится человеку, и использовать именно ее;
- один из самых классных способов похвалить кого-то и поднять его самооценку — это попросить научить («Я тоже так хочу! Покажи, как ты это делаешь»). Тут можно даже обойтись без похвалы;
- косвенный комплимент — мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику — ружье, «помешанному» на собаках — его любимца, родителю — ребенка и т. д. (достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе);
- самый эффективный комплимент — это комплимент на фоне антикомплимента себе, когда, возвышая другого, мы дополнительно обращаем внимание на свой неуспех. Например, один начальник отдела говорит другому: «Как тебе удается говорить с шефом? Я вчера час его уговаривал, и все без толку, а ты за пять минут тот же вопрос решил».
Мужчинам достаточно вполне банального комплимента. Практически беспроигрышный, на все случаи жизни комплимент мужчинам — относительно их ума. Можно похвалить еще силу и надежность: «Рядом с тобой мне спокойно и надежно», «Ты мне всегда подскажешь верный ход».
КОМПЛИМЕНТ КАК ОРУЖИЕ
Важно отметить, что комплимент не может вызвать у человека негативной реакции (за исключением случаев, когда собеседник не совсем адекватен и стоит на грани нервного срыва). Поэтому комплимент можно считать чрезвычайно эффективным «оружием».
Противопоказаний комплименты практически не имеют! Любой день/утро/вечер можно начинать с комплиментов. Однако на первых порах целесообразно заранее продумывать небольшой набор комплиментов для разных случаев/ситуаций/людей. Располагать к себе — приятное умение.
ВИДЫ КОМПЛИМЕНТОВ
1. Комплимент, направленный на личность человека через его качества, умения, навыки, черты характера: «Ольга, мне очень нравятся твои целеустремленность, умение добиваться поставленных целей. Со стороны кажется, что ты делаешь это легко, получая при этом огромное удовольствие».
2. Комплимент, направленный на личность человека через что-то материальное, принадлежащее ему (прическа, одежда, макияж, бижутерия, ручка, телефон, компьютер, автомобиль, квартира, особняк…): «Петр, у тебя классный органайзер. Судя по нему, ты умеешь планировать свою деятельность и достигать поставленных целей, он говорит о твоей целеустремленности».
3. Комплимент, направленный на личность человека через чувства и ощущения, которые испытываю я при общении с ним: «Елена Ивановна, рядом с вами я всегда чувствую себя уверенно. Ваше умение достигать желаемого заряжает меня уверенностью в том, что и я смогу достичь всего, чего хочу».
В комплименте используйте только факты, хорошо вам известные. Иначе рискуете сказать что-то сомнительное или неуместное.
Поведение.
«Иван Петрович, вы отличный врач, потому что вы ухитряетесь уделить внимание каждому больному. Поделитесь, как вы находите время?»
Внешность.
«Лена, какая у тебя красивая прическа, она отлично показывает, какой у тебя красивый цвет волос. Как тебе удалось так удачно выбрать стиль?»
Вещи.
«Сергей, у тебя отличные туфли. Они прекрасно подходят к твоему костюму. Как ты решился выбрать такую модель?»
ПРИГОТОВИМ КОМПЛИМЕНТ!
Комплимент нужно готовить — как изысканное блюдо, как необычный десерт, иначе дежурные реплики в стиле «вы сегодня отлично выглядите», сделанные на ходу, так и останутся банальной вежливостью. Настоящий комплимент силен своей неожиданностью — когда он продиктован не только ситуацией этикета, а неподдельным искренним восхищением.
Помогите людям принять ваш комплимент. Спросите человека о чем-нибудь по теме вашего комплимента, чтобы он не стоял в растерянности, а что-либо ответил вам.
А что же делать, если не получается откопать в собеседнике что-нибудь хорошее, что нам нравится, чтобы можно было ему искренне улыбнуться?
Тогда на первых порах нам может помочь следующий прием, который предлагает Д. Карнеги: «Перед тем как войти к нему в кабинет, на мгновение остановитесь и подумайте о тех многих вещах, за которые вы должны быть благодарны судьбе, и на лице у вас появится широкая, неподдельная улыбка, и когда вы войдете в комнату, лицо еще будет сохранять следы этой улыбки».
Итак, улыбка — выражение хорошего отношения к собеседнику, психологический «плюс», ответ на который — расположение собеседника к нам. Сделаем вывод: улыбаться — выгодно.
ПРИНИМАЕМ КОМПЛИМЕНТ
Умеете ли вы принимать комплименты? Если нет, то лучше научиться. Истинная женственность, помимо всего прочего, заключается еще и в умении красиво реагировать на похвалу. Сколь бы часто вам ни говорили, как вы хороши собой, умны, талантливы и прекрасны во всех отношениях, всякий раз подобные замечания, особенно если они из мужских уст, доставляют немалую радость. Но одно дело — выслушивать комплимент и совсем другое — правильно его принять.
Нередко наши соотечественники, не избалованные комплиментами, на слова по поводу прекрасного внешнего вида могут ответить: «Правда? А мне казалось, я так плохо сегодня выгляжу».
Наибольшие трудности с восприятием комплиментов возникают у женщин с заниженной самооценкой. Что любопытно, эти закомплексованные особы могут быть вполне хороши собой.
Важно научиться возвращать комплимент, достойно на него отвечать. Как это сделать? Посмотреть собеседнику в глаза, поблагодарить и сказать, что вы почувствовали.
Комплимент:
«Ваша машина выглядит замечательно».
Ответ:
«Спасибо, что вы это заметили. Я мыла и чистила ее все утро. Ваши слова — настоящий подарок!»
Комплимент:
«У тебя отличная комната. Тебе, наверное, очень приятно работать в таком чудесном месте».
Ответ:
«Спасибо, Наташа. Я специально старалась создать здесь такую атмосферу».
ПРАВИЛА ОТВЕТА НА КОМПЛИМЕНТ:
1. Отвечать надо сразу, иначе собеседник обидится.
2. Своим комплиментом надо вернуть «плюс», то есть тоже похвалить.
3. Ответ должен быть искренним, это обязательно.
Наиболее правильной реакцией на комплимент будет заметить и с достоинством принять, с улыбкой поблагодарив. Ни в коем случае не отвечайте комплиментом на комплимент. Во-первых, он будет выглядеть неискренним. А во-вторых, этим вы как бы отнимаете у человека право сделать вам приятно.
Как часто говорить комплименты? Как можно чаще. Всякому, кто хоть в какой-то степени достоин доброго слова. Именно практикой достигаются легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым.
Ограничений применению комплиментов нет: если вы будете искренни и изобретательны, то можете осыпать собеседника комплиментами на протяжении всего общения. Их можно заготовить заранее и начать практиковаться в повседневной жизни, впоследствии они станут стилем общения и помогут практически в любой жизненной ситуации.
Следует помнить, что комплимент и похвала — не одно и то же. Действительно, похвала — это положительная оценка. Ясно, что оценку нижестоящему производит вышестоящее лицо (старший по должности или положению), а не наоборот. При комплименте же, в отличие от похвалы, происходит пристройка снизу, собеседник как бы возвышается вами над собой.
Приведем несколько примеров, которые при небольшой адаптации вполне можно использовать в общении с деловыми партнерами:
- «Ваша улыбка просто обезоруживает!»
- «Всегда бы иметь такого приятного собеседника!»
- «У вас поразительная наблюдательность!»
- «У вас удивительная способность сразу видеть саму суть дела!»
- «Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер!»
- «Меня подкупают ваша доброта и отзывчивость!»
- «Общаясь с вами, можно многому научиться!»
- «Ваша эрудиция просто поразительна!»
- «Очень приятно было с вами общаться!»
Обычно считают, что похвала, одобрения и комплименты могут исходить только от начальника. Но ведь доброе слово и боссу приятно! Так почему бы и подчиненному не проявить инициативу?
Вот примеры комплиментов, которые можно сказать своему руководителю:
- «Вы великолепный начальник, потому что умеете не только руководить людьми, но и сопереживать им».
- «Я всегда замечаю, что вам небезразличны люди, с которыми вы работаете».
- «Вы научили меня организованности в работе, у меня появилась уверенность, и все это благодаря вам!»
- «Ваш высокий профессионализм чувствуется даже тогда, когда вы бываете строгим».
Неумение высказывать комплименты и реагировать на них часто ставит человека в неловкое положение, особенно тогда, когда ему необходимо сказать что-то доброе тем, кто этого заслуживает, высказать в их адрес комплимент. Почти такая же неловкая ситуация возникает тогда, когда кто-либо другой говорит что-то приятное в адрес человека, а он не знает, как на это отреагировать. Он стесняется, конфузится, теряется, испытывает чувство неловкости. В результате поведение человека может быть понято и интерпретировано неправильно, как якобы свидетельствующее о сознательном нежелании человека общаться.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.
1. Умение говорить честные и искренние комплименты поможет вам в социальной и личной жизни, а также в бизнесе. Это сделает вас популярным, поможет установить прочные связи с людьми и получить больший доход в бизнесе.
2. Умение принимать комплименты покажет людям, что вы хороший, открытый человек. Отрицание же комплимента всегда производит впечатление, что вам не нравится человек, сказавший вам добрые слова.
3. Мы все чувствительны к комплиментам. Комплименты любят практически все, просто реакция на них у отдельных людей бывает не столь заметна. Слабость к комплиментам объясняется тем, что комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность человека — потребность в положительных эмоциях. Собеседник, удовлетворивший эту потребность, действительно становится желанным партнером по общению.
4. Польза от комплимента — всем. Сказать хороший комплимент собеседнику означает расположить его к себе, понравиться ему. И когда комплимент приходится по душе партнеру, лицо его озаряется особой улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой имеет приятное обыкновение передаваться и автору комплимента.