Беседовала Анастасия Ильичева
— Евгений, нам, к сожалению, пришлось пережить такой опыт: пандемия, изоляция, особенно творческим людям, и учреждениям культуры пришлось на долгое время закрыться. Скажите, пожалуйста, насколько этот опыт был полезен? Что можно взять из него в сегодняшний день, вообще в работу учреждений культуры?
— Ничего хорошего в этом для учреждений культуры нет. И опыт этот плохой, и он не нужен. Единственное, что можно из этого вынести, так это просто ощущать свое место в мире как более скромное место, чем то, которое деятели культуры и искусства себе сами отводят. А что было сделано? Ну, вот в Европе до сих пор все закрыто. Неправильный опыт. Пусть даже все закрыты были бы рестораны и кафе, но театры и кинотеатры должны были работать.
— То есть вы думаете, это ошибка?
— Я считаю, что это не просто ошибка — это предательство людей и искусства. То, что произошло и происходит в мире, — это просто чиновничий беспредел. Это когда чиновники стали людьми первого ранга, и они стали принимать вот эти решения, чтобы обезопасить себя. Чиновники, как выяснилось, люди, даже не очень любящие деньги. Они вообще ничего не любят. Они жизнь не любят и вот лишили нас возможности жить. А людям необходимо чувствовать, что они люди, что они граждане какой-то страны, часть какого-то культурного контекста. Им нужно собираться вместе, им нужно жить по поводу каких-то переживаний. А что нам было сказано фактически? Нам было сказано, людям искусства и культуры, что то, что мы делаем, — это роскошь, без которой можно обойтись в трудные времена, ну, как без фарфоровой посуды, или без роскошной шубы, или еще какой-то другой роскоши. А это не так. Искусство человеку нужно повседневно, каждый день! Ну, не на том уровне, как принятие пищи, потому что, в конце концов, человек может насытиться чем-то не очень вкусным, чтобы не умереть с голоду. А встреча с искусством человеку необходима ежедневно. Ребенку необходимо, пожилому человеку, любому человеку нужно искусство. Постоянно, беспрерывно, для того чтобы ощущать себя человеком. И попытки перевода театра в интернет — это просто глупости. И те, кто занимался этим, делали глупости, и ничего хорошего из этого не вышло. Ну, деятели искусства — не самые умные люди на свете. То, что человек занимается искусством — пишет музыку, стихи или делает кино или театр, — это не значит, что он умнее тех людей, которые это искусство воспринимают. Он деятель искусства. У него есть какие-то другие формы, у него есть какой-то другой орган чувств, зрения и производство искусственное. Это не значит, что он умнее. Он может делать глупости. И как много глупостей сделали деятели культуры и искусства, поддавшись вот на этот страх, пойдя на поводу у тех же самых чиновников.