С развитием технологий искусственного интеллекта и нейросетей эти инструменты стали доступными для широкой аудитории. Нейросетевые модели способны генерировать тексты и изображения, которые могут выглядеть, как написанные человеком, что открывает множество возможностей, но также вызывает серьезные этические и практические вопросы.
Ускорение процесса написания: нейросети могут значительно ускорить процесс написания академических работ, предоставляя студентам возможность быстрее генерировать текст и сосредоточиться на анализе и интерпретации данных.
Помощь в исследованиях: ИИ может помогать в поиске и анализе научной литературы, что сокращает время на подготовительный этап работы.
Повышение качества подготавливаемых материалов: нейросети способны улучшать качество написанных текстов, исправлять грамматические и стилистические ошибки, что особенно полезно для студентов, для которых язык обучения не является родным.
Этика и плагиат: использование нейросетей может привести к увеличению случаев плагиата. Вопрос о том, кто является автором текста, созданного с помощью ИИ, остается открытым и требует внимания со стороны образовательных учреждений.
Качество образования в части критического мышления: существует риск, что студенты будут меньше времени уделять самостоятельному анализу и критическому мышлению, что может негативно сказаться на качестве их образования.
Необходимость адаптации преподавателей и образовательных программ: преподаватели должны быть готовы к тому, что студенты будут использовать ИИ в своих работах. Это требует новых подходов к оценке и проверке учебных заданий.
С учетом широкого распространения и использования ИИ система оценки академических достижений студентов должна быть пересмотрена. Традиционные методы оценки, такие как написание эссе и исследовательских работ, могут не учитывать возможностей и ограничений, которые предоставляет использование ИИ.
Оценка процесса, а не только результата: важно оценивать не только конечный результат работы, но и процесс ее выполнения. Это может включать промежуточные отчеты, черновики и обсуждения с преподавателями.