По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Искусственный интеллект в высшем образовании — угроза или возможность?

Современный мир стремительно меняется под влиянием цифровых технологий, и высшее образование не остается в стороне от этих преобразований. Искусственный интеллект (ИИ) играет все более значимую роль в образовательном процессе, предлагая новые возможности и одновременно ставя перед системой образования новые вызовы. Одной из ключевых тем, активно обсуждаемых в последние годы, является использование нейросетей в написании академических работ. Это вызывает вопросы о необходимости изменения системы оценки и адаптации педагогов к новым форматам работы.

С развитием технологий искусственного интеллекта и нейросетей эти инструменты стали доступными для широкой аудитории. Нейросетевые модели способны генерировать тексты и изображения, которые могут выглядеть, как написанные человеком, что открывает множество возможностей, но также вызывает серьезные этические и практические вопросы.

Ускорение процесса написания: нейросети могут значительно ускорить процесс написания академических работ, предоставляя студентам возможность быстрее генерировать текст и сосредоточиться на анализе и интерпретации данных.

Помощь в исследованиях: ИИ может помогать в поиске и анализе научной литературы, что сокращает время на подготовительный этап работы.

Повышение качества подготавливаемых материалов: нейросети способны улучшать качество написанных текстов, исправлять грамматические и стилистические ошибки, что особенно полезно для студентов, для которых язык обучения не является родным.

Этика и плагиат: использование нейросетей может привести к увеличению случаев плагиата. Вопрос о том, кто является автором текста, созданного с помощью ИИ, остается открытым и требует внимания со стороны образовательных учреждений.

Качество образования в части критического мышления: существует риск, что студенты будут меньше времени уделять самостоятельному анализу и критическому мышлению, что может негативно сказаться на качестве их образования.

Необходимость адаптации преподавателей и образовательных программ: преподаватели должны быть готовы к тому, что студенты будут использовать ИИ в своих работах. Это требует новых подходов к оценке и проверке учебных заданий.

С учетом широкого распространения и использования ИИ система оценки академических достижений студентов должна быть пересмотрена. Традиционные методы оценки, такие как написание эссе и исследовательских работ, могут не учитывать возможностей и ограничений, которые предоставляет использование ИИ.

Оценка процесса, а не только результата: важно оценивать не только конечный результат работы, но и процесс ее выполнения. Это может включать промежуточные отчеты, черновики и обсуждения с преподавателями.

Для Цитирования:
Искусственный интеллект в высшем образовании — угроза или возможность?. Ректор ВУЗа. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: