По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.45

Искусственный интеллект и охрана труда

Забавников А.Е. канд. филос. наук, доцент, E-mail: alekseizabavnikov@mail.ru Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33

В статье рассматриваются некоторые аспекты применения кибернетики, информационных технологий в целях обеспечения охраны труда: в моделях передачи информации на железнодорожном транспорте и в системах расчета влияния космофизических факторов на организм человека в производственной деятельности.

Литература:

1. Шелухин В.И., Акинин М.Ю. Кодирование и  декодирование дискретного сообщения избыточными кодами: учеб. пособие.  — М.: МИИТ, 2008. — 68 с.

2.  Чижевский  А.Л.  Земное эхо солнечных бурь. — М.: Мысль, 1973. — 348 с.

3. Василик П.В., Галицкий А.К. Влияние гелиогеофизических факторов на организм: статистика транспортных происшествий и  проблема прогнозирования // Кибернетика и  вычислительная техника: Республ. межвед. сб. науч. тр. Вып. 90. Медицинская кибернетика. — Киев: Наукова думка, 1991. — С. 8–11.

Интеллектуальные информационные системы, находясь в  авангарде научно-технического прогресса, «проникают» во  все новые области народно-хозяйственной деятельности человека. Затрагивают они и  промышленные, транспортные области, где неизбежно возникают проблемы с организацией охраны труда, например, в  сфере передачи информации на железнодорожном транспорте, которая предполагает кодирование.

Кодирование сообщений является едва ли не самой важной операцией в процессе передачи информации, так как она влияет на помехоустойчивость систем диспетчерского управления, микроэлектронных систем управления движением поездов на станциях, систем интервального регулирования движением поездов, а  также на скорость передачи и другие параметры.

Любое кодирование — это замена графических и функциональных символов послания на цифры двоичной (в  виде нулей и  единиц) системы счисления  [1]. На вход приемника из линии связи приходят сигналы, сопровождаемые помехами. Технические возможности приемника должны отделить сигналы от  помех и  осуществить обратное отображение сигнала в текстовые символы.

Главная задача системы передачи дискретной информации  — получение на входе текста, минимально отличающегося от  переданного. Для этого требуется передача сигнала с наименьшими искажениями. В связи с этим создается матрица разрешенных и  запрещенных кодовых символов, и  после этого определить ошибочный разряд возможно, сравнивания кодовую комбинацию сообщения с  образцами разрешенных и  запрещенных символов.

В структурной схеме кодирующего устройства ученые учитывают не только технические и  технологические свойства системы, но и человеческий фактор. Автоматические системы на железнодорожном транспорте управляются людьми с  большой степенью ответственности и высокими морально-этическими качествами, так как несоблюдение правил технологического процесса ведет к огромным материальным убыткам и даже к человеческим жертвам. Поэтому при ручном наборе необходимы меры, подтверждающие правильность набора команды, например — визуальный контроль на табло и, если она безошибочна, то оператор «подтверждает» команду и запускает передачу сигнала. Как мы видим, без морально-философской подготовки персонала здесь не обойтись, и именно эти качества среди прочих должны учитываться в перечне мероприятий по организации охраны труда в этих и  других отраслях человеческой деятельности [1].

Для Цитирования:
Забавников А.Е., Искусственный интеллект и охрана труда. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: