Интеллектуальные информационные системы, находясь в авангарде научно-технического прогресса, «проникают» во все новые области народно-хозяйственной деятельности человека. Затрагивают они и промышленные, транспортные области, где неизбежно возникают проблемы с организацией охраны труда, например, в сфере передачи информации на железнодорожном транспорте, которая предполагает кодирование.
Кодирование сообщений является едва ли не самой важной операцией в процессе передачи информации, так как она влияет на помехоустойчивость систем диспетчерского управления, микроэлектронных систем управления движением поездов на станциях, систем интервального регулирования движением поездов, а также на скорость передачи и другие параметры.
Любое кодирование — это замена графических и функциональных символов послания на цифры двоичной (в виде нулей и единиц) системы счисления [1]. На вход приемника из линии связи приходят сигналы, сопровождаемые помехами. Технические возможности приемника должны отделить сигналы от помех и осуществить обратное отображение сигнала в текстовые символы.
Главная задача системы передачи дискретной информации — получение на входе текста, минимально отличающегося от переданного. Для этого требуется передача сигнала с наименьшими искажениями. В связи с этим создается матрица разрешенных и запрещенных кодовых символов, и после этого определить ошибочный разряд возможно, сравнивания кодовую комбинацию сообщения с образцами разрешенных и запрещенных символов.
В структурной схеме кодирующего устройства ученые учитывают не только технические и технологические свойства системы, но и человеческий фактор. Автоматические системы на железнодорожном транспорте управляются людьми с большой степенью ответственности и высокими морально-этическими качествами, так как несоблюдение правил технологического процесса ведет к огромным материальным убыткам и даже к человеческим жертвам. Поэтому при ручном наборе необходимы меры, подтверждающие правильность набора команды, например — визуальный контроль на табло и, если она безошибочна, то оператор «подтверждает» команду и запускает передачу сигнала. Как мы видим, без морально-философской подготовки персонала здесь не обойтись, и именно эти качества среди прочих должны учитываться в перечне мероприятий по организации охраны труда в этих и других отраслях человеческой деятельности [1].