В настоящее время при активной урбанизации современного мира актуальными являются вопросы поиска территориальных резервов для развития городских систем. У любого города существуют разумные пределы территориального развития, периметальное расползание не бесконечно и сопряжено с дополнительными затратами, обусловленными необходимостью создания инфраструктуры на присоединенных к городу земельных участках.
Существуют несколько основных направлений, позволяющих решить проблему дефицита земель в пределах городской черты: уплотнение застройки, реновация, снос (санация) с последующим строительством на этом месте более объемного и качественного жилья, редевелопмент, перевод промышленных предприятий за черту города и освоение освободившихся территорий, высотное строительство, создание искусственных земельных участков, подземное строительство [1–3].
Цель работы — исследование процесса создания искусственных земельных участков (ИЗУ) в г. Казани в начале XXI в., представляющего один из способов устранения дефицита городских территорий, и рассмотрение проблем, возникающих в периоды их формирования и последующей эксплуатации.
Создание насыпных и намывных территорий в мире имеет долгую историю, особенно в странах с высоким дефицитом земельных ресурсов (40 % территории Нидерландов и около 60 % территории Дании образованы при участии человека). В ряде стран, где отмечается интенсивное развитие экономики (ОАЭ, Китай), создание ИЗУ на водных объектах, помимо устранения проблемы нехватки территории, представляют собой также «имиджевые» проекты [4]. На созданных ИЗУ размещаются объекты различного назначения:
• транспортные (морские порты и аэропорты — Международный аэропорт Кансай в Японии, Гонконгский международный аэропорт);
• военные (искусственный остров Черепаха рядом с гаванью мыса Таган-Рог; острова в Финском заливе близ Кронштадта);
• общественно-деловые (остров Нотр-Дам в Канаде на реке Святого Лаврентия был построен из горной массы, добытой в ходе строительства Монреальского метро, для размещения Всемирной выставки Ехро-67);