2021 год объявлен в России Годом науки и технологий, но задумывались ли вы о глубине проникновения высоких технологий в искусство?
Мы считаем естественным их развитие в промышленности, привыкли к тому, что кузова автомобилей варят роботы. Не удивляемся новостям о создании автономных комбайнов, и беспилотное такси из фантастики плавно переходит в реальность. Мы не заметили, как искусственный интеллект обошел человека в аналитике, а нейросеть научилась определять рак легких на КТ-снимках лучше рентгенологов.
Роботизированные манипуляторы, искусственный интеллект и машинное зрение на текущем уровне развития технологий могут с легкостью заменить любого человека в конвейерном или сборочном производстве. И если где-то еще не заменили их, то лишь потому, что человек обходится дешевле.
Это история о том, как современные технологии пришли в искусство, зачем создавались роботы-художники и какая часть искусственного интеллекта отвечает за творчество.
Разумеется, в обзорной статье я не смогу раскрыть все подробности, но лишь слегка коснуться этой темы в надежде, что пытливый ум найдет применение изложенному.
Меня зовут Алексей Лянгузов, я инженер и художник, в 2008 году стал первопроходцем жанра «генеративное искусство» в России. Ведомый мечтой, вложил 12 лет жизни в разработку новых художественных техник с применением роботизированных механизмов и технологии искусственного интеллекта.
Конечно, механизмы были не целью, а средством. Не имея возможности качественно перенести образ из сознания в реальность, я выбрал сложный путь.
Если вы не можете провести прямую линию карандашом, то используете линейку. Для рисования окружностей придуман циркуль, но какой инструмент помогает художникам создавать красоту?
Возможности человека ограниченны, но сознание найдет способ обойти любые ограничения. Моим движениям не хватало уверенности, но это лучшее качество машины. Так почему бы не взять лучшее от человека — способность к творческому мышлению и неоспоримое преимущество машины — идеальную память и точность движений?