По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.7 DOI:10.33920/med-17-2310-04

Искусственное «дробление» государственных закупок: актуальные проблемы и ответственность заказчика

А.А. Сергеенков аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: antonser1020@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9236-4255
Н.А. Проданова доктор экономических наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5140-2702

Одной из актуальных и наиболее дискуссионных проблем в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд является искусственное дробление закупок. Дробление осуществляется заказчиками с целью обхода определенных ценовых порогов, установленных законодательством в сфере закупок, для упрощения или ускорения процедур либо получения материальных выгод. При этом дискуссионность вопроса о дроблении закупок создана отсутствием закрепления данного понятия в законодательстве, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных мнений касательно критериев квалификации той или иной деятельности как дробления. Неясность в данном вопросе подкрепляется наличием в целом неоднозначной административной и судебной практики. Именно поэтому вопрос дробления закупок остается актуальным как для государственных и муниципальных заказчиков, так и для контролирующих органов.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 14.04.2022 № 665 «Об особенностях осуществления в 2022 году государственного (муниципального) финансового контроля в отношении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, получателей бюджетных средств».

2. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2019 № ИА/100041/19 «О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”».

3. Постановление Верховного суда РФ от 07.10.2019 № 73-АД19-2.

4. Информационное письмо Минфина России от 08.06.2022 № 24-01-07/54275 «О направлении информации по вопросу заключения нескольких контрактов, предусматривающих закупку одноименных товаров, работ, услуг, цена каждого из которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”».

5. Распоряжение Департамента экономической политики и развития города Москвы от 15.07.2020 № 11-Р «Об утверждении Регламента проведения проверки достоверности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги».

1. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 14.04.2022 № 665 «Ob osobennostyah osushchestvleniya v 2022 godu gosudarstvennogo (municipal’nogo) finansovogo kontrolya v otnoshenii glavnyh rasporyaditelej (rasporyaditelej) byudzhetnyh sredstv, poluchatelej byudzhetnyh sredstv».

2. Pis’mo Federal’noj antimonopol’noj sluzhby ot 14.11.2019 № IA/100041/19 «O poryadke primeneniya punktov 4, 5 chasti 1 stat’i 93 Federal’nogo zakona ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal’nyh nuzhd».

3. Postanovlenie Verhovnogo Suda RF ot 07.10.2019 № 73-AD19-2.

4. Informacionnoe pis’mo Minfina Rossii ot 08.06.2022 № 24-01-07/54275 «O napravlenii informacii po voprosu zaklyucheniya neskol’kih kontraktov, predusmatrivayushchih zakupku odnoimennyh tovarov, rabot, uslug, cena kazhdogo iz kotoryh ne prevyshaet maksimal’nyj razmer ceny kontrakta, predusmotrennyj punktami 4 i 5 chasti 1 stat’i 93 Federal’nogo zakona ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal’nyh nuzhd».

5. Rasporyazhenie Departamenta ekonomicheskoj politiki i razvitiya goroda Moskvy ot 15.07.2020 № 11-R «Ob utverzhdenii Reglamenta provedeniya proverki dostovernosti opredeleniya nachal’noj (maksimal’noj) ceny kontrakta, ceny kontrakta, zaklyuchaemogo s edinstvennym postavshchikom (podryadchikom, ispolnitelem), nachal’noj ceny edinicy tovara, raboty, uslugi».

Одной из наиболее активно трансформирующихся, «живых» сфер государственного управления по праву можно признать сферу государственных и муниципальных закупок (далее для краткости обобщим их термином «государственные закупки»). Нет числа изменениям, ежегодно происходящим в данной области, связанным как с принятием новых редакций нормативных и методических документов, так и с внедрением новаций в процесс осуществления закупок. Знания выпускника вуза, проходившего обучение по направлению, связанному с проведением или контролем в сфере государственных закупок, не следившего за происходящими в данной области изменениями в течение двух лет, безнадежно устаревают, ввиду чего требуется серьезная переподготовка для применения их на практике. Подобная ситуация нередко возникает и с практикующими сотрудниками, ответственными за проведение закупок, если они не следят за актуальными новостями в этой области. Последнее порой приводит к возникновению значительного количества нарушений при организации и проведении закупок.

На фоне трансформации сферы государственных закупок меняются и подходы к ответам на вопросы, связанные с искусственным дроблением закупок, главная цель которого — избежать ценового порога стоимости закупки, предполагающего совершение заказчиком определенных действий в процессе осуществления закупки. Сама же трансформация сферы закупок характеризуется в первую очередь ужесточением правового регулирования, усилением регламентации деятельности по осуществлению закупок в «доковидное» время и внедрением серьезных послаблений в период с 2020 года по настоящее время (яркими примерами являются введение моратория на проверки Федерального казначейства [1] или принятие Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ), что неизбежно затрагивает и сферу дробления закупок.

Сам термин «дробление закупок» зачастую рассматривают именно в негативной коннотации, поскольку в некоторых случаях его следствием является нарушение норм законодательства в сферах закупок, защиты конкуренции или даже противодействия коррупции, а также неэффективное расходование бюджетных средств. В то же время интерес в изучении данной области для исследователей и практиков государственного управления создает неоднозначность интерпретации дробления в каждом конкретном случае, что порождает огромное количество административной и судебной практики, сложившейся по результатам проверок контрольных органов.

Для Цитирования:
А.А. Сергеенков, Н.А. Проданова, Искусственное «дробление» государственных закупок: актуальные проблемы и ответственность заказчика. Бухучет в здравоохранении. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: