Одной из наиболее активно трансформирующихся, «живых» сфер государственного управления по праву можно признать сферу государственных и муниципальных закупок (далее для краткости обобщим их термином «государственные закупки»). Нет числа изменениям, ежегодно происходящим в данной области, связанным как с принятием новых редакций нормативных и методических документов, так и с внедрением новаций в процесс осуществления закупок. Знания выпускника вуза, проходившего обучение по направлению, связанному с проведением или контролем в сфере государственных закупок, не следившего за происходящими в данной области изменениями в течение двух лет, безнадежно устаревают, ввиду чего требуется серьезная переподготовка для применения их на практике. Подобная ситуация нередко возникает и с практикующими сотрудниками, ответственными за проведение закупок, если они не следят за актуальными новостями в этой области. Последнее порой приводит к возникновению значительного количества нарушений при организации и проведении закупок.
На фоне трансформации сферы государственных закупок меняются и подходы к ответам на вопросы, связанные с искусственным дроблением закупок, главная цель которого — избежать ценового порога стоимости закупки, предполагающего совершение заказчиком определенных действий в процессе осуществления закупки. Сама же трансформация сферы закупок характеризуется в первую очередь ужесточением правового регулирования, усилением регламентации деятельности по осуществлению закупок в «доковидное» время и внедрением серьезных послаблений в период с 2020 года по настоящее время (яркими примерами являются введение моратория на проверки Федерального казначейства [1] или принятие Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ), что неизбежно затрагивает и сферу дробления закупок.
Сам термин «дробление закупок» зачастую рассматривают именно в негативной коннотации, поскольку в некоторых случаях его следствием является нарушение норм законодательства в сферах закупок, защиты конкуренции или даже противодействия коррупции, а также неэффективное расходование бюджетных средств. В то же время интерес в изучении данной области для исследователей и практиков государственного управления создает неоднозначность интерпретации дробления в каждом конкретном случае, что порождает огромное количество административной и судебной практики, сложившейся по результатам проверок контрольных органов.