По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 308 DOI:10.33920/nik-02-2102-06

Исчерпанность изобразительных и технических средств традиционного искусства как источник кризиса искусства 1880-х гг. Предел развития традиции в живописи — импрессионизм

Севастьянов Александр Никитич главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований АНО ВО «Московский гуманитарный университет», канд. филол. наук Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: mail@sevastianov.com

В статье показано, что кризис искусства 1880-х гг. был обусловлен целым рядом предпосылок. Среди них как общественные — такие как формирование нового типа общества — массового индустриального, так и собственно эстетические и художественные. Это исчерпанность средств художественной выразительности, а также рождение новых технических средств фиксации реальности, таких как фотография, позже — кинематограф. Импрессионизм стал одним из явлений этого периода развития искусства, предварив его глобальный кризис на рубеже XIX–XX вв.

Литература:

1. Бродская Н. Импрессионизм. Открытие света и цвета. — СПб., Аврора, 2002. — С. 23–24.

2. Искусство шумов Луиджи Руссоло / Luigi Russolo [Электронный ресурс]. — URL: https://monoskop.org/images/c/c2/Russolo_Luigi_Искусство_шумов.pdf.

3. Почему русские боялись импрессионизма [Электронный ресурс]. — URL: https://arzamas.academy/materials/1445.

4. «Силуэты русских художников». Сергей Маковский об Исааке Левитане [Электронный ресурс]. — URL: http://isaak-levitan.ru/macovsky.php.

1. Brodskaya N. Impressionizm. Otkrytiye sveta i tsveta. — SPb., Avrora, 2002. — S. 23–24.

2. Iskusstvo shumov Luidzhi Russolo / Luigi Russolo [Elektronnyy resurs]. — URL: https://monoskop.org/images/c/c2/Russolo_Luigi_Iskusstvo_shumov.pdf.

3. Pochemu russkiye boyalis' impressionizma [Elektronnyy resurs]. — URL: https:// arzamas.academy/materials/1445.

4. «Siluety russkikh khudozhnikov». Sergey Makovskiy ob Isaake Levitane [Elektronnyy resurs]. — URL: http://isaak-levitan.ru/macovsky.php.

Рассуждая о том, как и почему произошел необратимый перелом на рубеже XIX–XX вв., приходится задуматься и о такой вещи, как эффект пресыщения. А именно: пресыщения гармонией, красотой, совершенством, мастерством, словом — всем, что культивировали литература и искусство «от Ромула до наших дней». Что поделать — таково свойство человека: обкормленный самыми изысканными лакомствами, он начинает требовать грубой пищи, а на надоевшие деликатесы и смотреть не хочет. И вообще — жаждет нового, острого, необычного, по возможности экзотического.

Уместно проиллюстрировать сказанное словами манифеста «Искусство шумов», написанного Луиджи Руссоло в 1913 г.: «Мы, футуристы, глубоко любили и наслаждались гармониями великих мастеров. На протяжении многих лет Бетховен и Вагнер потрясали наши сердца и щекотали наши нервы. Теперь мы пресыщены и находим больше удовольствия в сочетании звуков трамваев, карбюраторных моторов, экипажей и шумной толпы, чем на репетиции, например, “Героической” или “Пасторальной”» [2]. Идея выражена здесь весьма выпукло; понятно, что она относится не только к музыке, но и ко всем сферам искусства без исключения.

Веками художники искали «секреты красоты». Не щадили сил, стремясь их раскрыть. Великий немец Альбрехт Дюрер (1471–1528), уже будучи знаменит во всей Европе, предпринял даже путешествие в Италию, прослышав, что Якопо Барбари вычислил идеальные пропорции человеческого тела и теперь этому можно научиться (Барбари разочаровал его, отказавшись выдать тайну построения изображения человека). Под старость он и сам засел за создание книг, создав «Четыре книги о пропорциях» и «Руководство к измерению циркулем и линейкой», работал над учебником живописи. Теоретическими разработками занимался Леонардо да Винчи и многие другие выдающиеся художники. А Джамбаттиста Пиранези в ученические годы, по легенде, даже бросился с ножом на своего учителя Джузеппе Вази, заподозрив, что тот утаивает от него особые знания, секреты мастерства.

Конечно, идеалы красоты, особенно женской, заметно менялись в веках, но неизменными оставались у творческих людей стремление к гармонии и жажда соответствовать идеалу «калокагатии» (термин древнегреческой эстетики и этики, означающий единство добра и красоты).

Для Цитирования:
Севастьянов Александр Никитич, Исчерпанность изобразительных и технических средств традиционного искусства как источник кризиса искусства 1880-х гг. Предел развития традиции в живописи — импрессионизм. Ученый совет. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: