По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Иррационализм чрезмерного влияния фактора политики на экономику: общемировые тенденции (часть I)

Хасбулатов Руслан Имранович д-р экон. наук, профессор, член-корреспондент РАН, зав. кафедрой мировой экономики, РЭУ им. Г. В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: khasbulatov.ri@rea.ru

В статье рассматриваются основные институциональные изменения, произошедшие в мировой экономике и международных экономических отношениях после Второй мировой войны в рамках четырех периодов. Они включают время создания Бреттон-Вудских учреждений (при решающей роли американского доллара как всемирной валюты) и ГАТТ, сыгравшего необычайно позитивную роль в качестве универсального регулятора всемирной торговли в рамках известных торговых раундов. Рассматриваются периоды необычайно успешного развития двух подсистем мирового хозяйства (социалистического и капиталистического) и их позитивное взаимовлияние (подспудное развитие конвергенции).

Литература:

1. МВФ. Финансы и развитие, сентябрь 2017. — С. 5.

2. ЮНКТАД. Доклад о торговле и развитии. 2012. ООН. — Нью-Йорк-Женева, 2012. — С. 4.

3. Классики Кейнсианства. Р. Харроз, Э. Хансен. Т. 2. Э. Хантон, Экономические циклы и национальный доход. — М.: Экономика, 1997. — Ч. III–IV.

4. Николас Крафтс. Куда направлен экономический рост? // Финансы и развитие. — 2017. — С. 3-6.

5. Хасбулатов Р. И. Закат рыночного фундаментализма. Теории, политика, конфликты. В 2-х книгах. — М.: 2014. — Кн. 2. — С. 520.

6. What Washington Means by Policy Reform / J. Williamson; Peterson Institute for International Economics. URL: http: // faculty. washington.edu/acs22/SinklerSite/ PS%20322/What%20Washington%20Means%20by%20Policy%20Reform.pdf.; См.: Introduction // Latin American Adjustment: How Much Has Happened? / ed. J. Williamson. — Washington, D.C.: Institute for International Economics, 1990. — P. 1–3.

7. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика. Политика, доктрины, практика. В 2-х томах. — М., 2001.

Период после завершения глобального финансово-экономического кризиса (2008–2010 гг.) характеризуется непрерывно растущим (чрезмерным) влиянием политического фактора на международные экономические отношения. Собственно, этот новый элемент стал заметным с начала ХХI в. Во всяком случае, с периода открытия первого раунда торговых переговоров в рамках ВТО (Доха, Катар, 2001 г.), США и страны ЕС заняли непримиримые позиции в переговорах с влиятельными развивающимися странами (Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и др.) по ряду вопросов (аграрная политика, интеллектуальная собственность) и фактически обрекли на полный провал и этот раунд международных переговоров, и их организатора — Всемирную торговую организацию (далее — ВТО)1 . Казалось, что именно ВТО, получив поддержку стран мира, может решить главные проблемы мировой торговли. Но этого не произошло.

Не отказываясь полностью от участия в ВТО, правительство Барака Обамы приступило к интенсивной разработке двух гигантских проектов:

  • объединяющий страны Латинской Америки, Японию и Азию (12 стр— Транстихоокеанское торговое партнерство (далее — ТТП);
  • Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (далее — ТТв составе США, Канады и 28 стран Евросоюза.

Обе эти гигантские торговые зоны, по замыслам администрации Барака Обамы, должны были обеспечить серьезные преимущества американским компаниям в торговле и других направлениях экономического сотрудничества, минуя ВТО. Оба проекта исключали участие Китая и России.

Войдя в Белый дом, президент Дональд Трамп одним из своих первых ордеров объявил о выходе США из обоих проектов. Но это вовсе не означало, что новый президент склоняется в сторону ведения переговоров в рамках ВТО. Более того, он нанес еще более мощный удар по самой конструкции торговой организации, объявив о переходе к двусторонним торговым переговорам и намерениям обеспечить привилегии для США любыми способами, включая произвольное установление в одностороннем порядке повышенные пошлины, тарифы и прочие протекционистские меры против тех стран, которые «добровольно» не согласятся с обеспечить интересы США. Шантаж, угрозы, ультимативные требования, уход от традиционной переговорной практики — это тот «новый стиль» Вашингтона, к которому в конечном счете привела политика США.

Для Цитирования:
Хасбулатов Руслан Имранович, Иррационализм чрезмерного влияния фактора политики на экономику: общемировые тенденции (часть I). Международная экономика. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: