Период после завершения глобального финансово-экономического кризиса (2008–2010 гг.) характеризуется непрерывно растущим (чрезмерным) влиянием политического фактора на международные экономические отношения. Собственно, этот новый элемент стал заметным с начала ХХI в. Во всяком случае, с периода открытия первого раунда торговых переговоров в рамках ВТО (Доха, Катар, 2001 г.), США и страны ЕС заняли непримиримые позиции в переговорах с влиятельными развивающимися странами (Китай, Индия, Бразилия, ЮАР и др.) по ряду вопросов (аграрная политика, интеллектуальная собственность) и фактически обрекли на полный провал и этот раунд международных переговоров, и их организатора — Всемирную торговую организацию (далее — ВТО)1 . Казалось, что именно ВТО, получив поддержку стран мира, может решить главные проблемы мировой торговли. Но этого не произошло.
Не отказываясь полностью от участия в ВТО, правительство Барака Обамы приступило к интенсивной разработке двух гигантских проектов:
- объединяющий страны Латинской Америки, Японию и Азию (12 стр— Транстихоокеанское торговое партнерство (далее — ТТП);
- Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (далее — ТТв составе США, Канады и 28 стран Евросоюза.
Обе эти гигантские торговые зоны, по замыслам администрации Барака Обамы, должны были обеспечить серьезные преимущества американским компаниям в торговле и других направлениях экономического сотрудничества, минуя ВТО. Оба проекта исключали участие Китая и России.
Войдя в Белый дом, президент Дональд Трамп одним из своих первых ордеров объявил о выходе США из обоих проектов. Но это вовсе не означало, что новый президент склоняется в сторону ведения переговоров в рамках ВТО. Более того, он нанес еще более мощный удар по самой конструкции торговой организации, объявив о переходе к двусторонним торговым переговорам и намерениям обеспечить привилегии для США любыми способами, включая произвольное установление в одностороннем порядке повышенные пошлины, тарифы и прочие протекционистские меры против тех стран, которые «добровольно» не согласятся с обеспечить интересы США. Шантаж, угрозы, ультимативные требования, уход от традиционной переговорной практики — это тот «новый стиль» Вашингтона, к которому в конечном счете привела политика США.