Точкой отсчета эскалации «иранской ядерной проблемы» стал 2002 г., когда, по странному стечению обстоятельств, «Стратегия национальной безопасности» (СНБ) США впервые в качестве своего внешнеполитического противника обозначила страны, занимающиеся, по мнению Вашингтона, разработкой военной ядерной программы и в отношении которых допустимо применение широкого спектра воздействия, включая санкции и военную силу. Положения СНБ-2002 были расширены в президентской директиве NSPD-17/HSPD-4 «Национальная стратегия борьбы с оружием массового уничтожения» от декабря 2002 г., в которой ставились три главные задачи: противодействие распространению оружия массового поражения (ОМП); борьба против применения ОМП — здесь среди мер, обеспечивающих реализацию цели, указывалось «выявление объемов ОМП на территориях “стран-изгоев” и их нейтрализация путем возможного осуществления превентивных силовых действий»; физическая защита от использования ОМП [3]. Так США поставили мир перед фактом возможности реализации ими самими, без согласования с кем бы то ни было, включая СБ ООН, превентивных военных акций в отношении стран, в которых будет выявлено (без указания, кто имеет полномочия на подобное выявление) ОМП.
Тем самым создавался опасный прецедент права выявления угрозы любого типа и наказания любой страны вплоть до военной агрессии. Именно ложный предлог наличия (так никогда и не доказанного) у Ирака именно ОМП послужил началом военной операции Великобритании и США против этой страны. При этом одновременно с правом выявления и наказания формировалась практика передачи Израилю ядерных технологий. Европейские страны, возмущенные столь явными двойными стандартами, пытались ввести санкции против Израиля, но эти попытки были пресечены давлением США. В целом все это являлось грубейшим нарушением Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, международного права, присвоением функций Совета Безопасности ООН, который единственный имеет право на силовое принуждение в международном формате. Так США утвердили приоритет своего внутреннего законодательства над международным правом. Отметим, что в вопросе развития ядерного вооружения США традиционно занимали весьма лукавую и двойственную позицию. В частности, когда еще в середине 1970-х гг. СССР выступил с инициативой полного запрета на экспорт ядерных технологий, Вашингтон советский проект не поддержал. Однако планы Ирана по созданию замкнутого ядерного цикла и выхода на 10%-е обеспечение страны атомной энергией к 2020 г. вызвали острое неприятие и обвинение в намерении создать ядерное оружие.