По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2102-04

«Иранская ядерная проблема» — истоки и история развития

Филимонова Анна Игоревна канд. ист. наук, доцент кафедры международных отношений и дипломатии факультета экономики, управления и международных отношений Московского гуманитарного университета Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, Эл. адрес: annafilimon@yandex.ru

В статье анализируется появление и эскалация на международном уровне «иранской ядерной проблемы», роль, содержание и характер принимаемых Советом Безопасности ООН и МАГАТЭ мер, глобальные и региональные интересы США и определяемые ими действия Вашингтона относительно Ирана, включающие применение многоуровневых и многослойных манипуляций. Материалы статьи могут быть использованы при подготовке студентов по направлению «Международные отношения».

Литература:

1. Асатрян Г.Э. Причины выхода США из ядерной сделки с Ираном и последствия для Ближнего Востока и нефтяного рынка // Институт Ближнего Востока. — 2018. — 25 мая [Электронный ресурс]. — URL: http://www.iimes.ru/?p=44622 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 02.01.2021).

2. Бубнова Н.И. Страновые стратегии «индивидуального покроя» в новой ядерной доктрине США // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2018. — № 6 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/stranovye-strategii-individualnogo-pokroya-v-novoy-yadernoy-doktrinessha [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 26.05.2020).

3. Есин В.И. Стратегия США в области нераспространения ядерного оружия: взгляд из России // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. — 2009. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-ssha-v-oblasti-nerasprostraneniyayadernogo-oruzhiya-vzglyad-iz-rossii [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 26.05.2020).

4. Мамедова Н.М. Иранская ядерная программа в 2009 г. // Институт Ближнего Востока. — 2009. — 15 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes. ru/?p=8306 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 02.01.2021).

5. Пономарев В.В. (2019) Частные военные компании: агенты стратегии непрямых действий [Электронный ресурс] // АНИ: экономика и управление. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chastnye-voennye-kompanii-agentystrategii-nepryamyh-deystviy [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 02.01.2021).

6. Резолюция 1803, принятая Советом Безопасности на его 5848-м заседании 3 марта 2008 года // Организация Объединенных Наций. Совет Безопасности. — 2009 [Электронный ресурс]. — URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1803(2008) [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 02.01.2021).

7. Boško Jakšić. Iranski gambit // Politika. — 2009. — 8 февр. [Электронный ресурс] URL: http://www.politika.rs/scc/clanak/74448/Iranski-gambit [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 02.01.2021).

1. Asatryan G.E. Prichiny vykhoda SSHA iz yadernoy sdelki s Iranom i posledstviya dlya Blizhnego Vostoka i neftyanogo rynka // Institut Blizhnego Vostoka. — 2018. — 25 maya [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.iimes.ru/?p=44622 [arkhivirovano v WaybackMachine] (data obrashcheniya: 02.01.2021).

2. Bubnova N.I. Stranovyye strategii «individual'nogo pokroya» v novoy yadernoy doktrine SSHA // Kontury global'nykh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo. — 2018. — № 6 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stranovyestrategii-individualnogo-pokroya-v-novoy-yadernoy-doktrine-ssha [arkhivirovano v WaybackMachine] (data obrashcheniya: 26.05.2020).

3. Yesin V.I. Strategiya SSHA v oblasti nerasprostraneniya yadernogo oruzhiya: vzglyad iz Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25. Mezhdunarodnyye otnosheniya i mirovaya politika. — 2009. — № 2 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/strategiya-ssha-v-oblasti-nerasprostraneniya-yadernogo-oruzhiya-vzglyad-izrossii [arkhivirovano v WaybackMachine] (data obrashcheniya: 26.05.2020).

4. Mamedova N.M. Iranskaya yadernaya programma v 2009 g. // Institut Blizhnego Vostoka. — 2009. — 15 marta [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.iimes.ru/?p=8306 [arkhivirovano v WaybackMachine] (data obrashcheniya: 02.01.2021).

5. Ponomarev V.V. (2019) Chastnyye voyennyye kompanii: agenty strategii nepryamykh deystviy [Elektronnyy resurs] // ANI: ekonomika i upravleniye. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chastnye-voennye-kompanii-agenty-strategiinepryamyh-deystviy [arkhivirovano v WaybackMachine] (data obrashcheniya: 02.01.2021).

6. Rezolyutsiya 1803, prinyataya Sovetom Bezopasnosti na yego 5848-m zasedanii 3 marta 2008 goda // Organizatsiya Ob"yedinennykh Natsiy. Sovet Bezopasnosti. — 2009 [Elektronnyy resurs]. — URL: https://undocs.org/ru/S/RES/1803(2008) [arkhivirovano v WaybackMachine] (data obrashcheniya: 02.01.2021).

7. Boško Jakšić. Iranski gambit // Politika. — 2009. — 8 fevr. [Elektronnyy resurs] URL: http://www.politika.rs/scc/clanak/74448/Iranski-gambit [arkhivirovano v WaybackMachine] (data obrashcheniya: 02.01.2021).

Точкой отсчета эскалации «иранской ядерной проблемы» стал 2002 г., когда, по странному стечению обстоятельств, «Стратегия национальной безопасности» (СНБ) США впервые в качестве своего внешнеполитического противника обозначила страны, занимающиеся, по мнению Вашингтона, разработкой военной ядерной программы и в отношении которых допустимо применение широкого спектра воздействия, включая санкции и военную силу. Положения СНБ-2002 были расширены в президентской директиве NSPD-17/HSPD-4 «Национальная стратегия борьбы с оружием массового уничтожения» от декабря 2002 г., в которой ставились три главные задачи: противодействие распространению оружия массового поражения (ОМП); борьба против применения ОМП — здесь среди мер, обеспечивающих реализацию цели, указывалось «выявление объемов ОМП на территориях “стран-изгоев” и их нейтрализация путем возможного осуществления превентивных силовых действий»; физическая защита от использования ОМП [3]. Так США поставили мир перед фактом возможности реализации ими самими, без согласования с кем бы то ни было, включая СБ ООН, превентивных военных акций в отношении стран, в которых будет выявлено (без указания, кто имеет полномочия на подобное выявление) ОМП.

Тем самым создавался опасный прецедент права выявления угрозы любого типа и наказания любой страны вплоть до военной агрессии. Именно ложный предлог наличия (так никогда и не доказанного) у Ирака именно ОМП послужил началом военной операции Великобритании и США против этой страны. При этом одновременно с правом выявления и наказания формировалась практика передачи Израилю ядерных технологий. Европейские страны, возмущенные столь явными двойными стандартами, пытались ввести санкции против Израиля, но эти попытки были пресечены давлением США. В целом все это являлось грубейшим нарушением Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, международного права, присвоением функций Совета Безопасности ООН, который единственный имеет право на силовое принуждение в международном формате. Так США утвердили приоритет своего внутреннего законодательства над международным правом. Отметим, что в вопросе развития ядерного вооружения США традиционно занимали весьма лукавую и двойственную позицию. В частности, когда еще в середине 1970-х гг. СССР выступил с инициативой полного запрета на экспорт ядерных технологий, Вашингтон советский проект не поддержал. Однако планы Ирана по созданию замкнутого ядерного цикла и выхода на 10%-е обеспечение страны атомной энергией к 2020 г. вызвали острое неприятие и обвинение в намерении создать ядерное оружие.

Для Цитирования:
Филимонова Анна Игоревна, «Иранская ядерная проблема» — истоки и история развития. Ученый совет. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: