9 апреля 2020 г. со стартового комплекса площадки № 31 космодрома Байконур успешно стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а». Мы отмечаем это значимое в истории российской космонавтики событие по нескольким причинам. Во-первых, это первый пилотируемый запуск ракеты носителя (РН) этого типа, осуществленный с целью доставки экипажа космического корабля «Союз МС-16» на Международную космическую станцию. Во-вторых, ракета оснащена принципиально новой системой управления. Кроме того, на РН установлены модернизированные маршевые двигатели и реализована новая система телеметрии. И, конечно, важная новость для инженеров – в составе основного экипажа в космос в качестве бортинженера отправился Иван Викторович Вагнер, космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина», выпускник санкт-петербургского Военмеха. Его трудовой путь начинался в АО «ОДК-Климов», где он работал инженером-конструктором, и продолжился в РКК «Энергия».
В ходе полета был установлен и рекорд скорости доставки космонавтов на МКС – за счет использования двухвитковой схемы продолжительность полета от старта до агрегатного отсека модуля «Звезда» составила 3 часа 20 мин. Это быстрее, чем поездка пассажиров с Ленинградского вокзала Москвы в Санкт-Петербург, которая для поезда «Сапсан» занимает 3 часа 40 мин., как минимум.
Ракета-носитель «Союз-2-1а», состоящая из трех ступеней, сконструирована по схеме, предусматривающей параллельное отделение боковых ракетных блоков по окончании работы ступени №1 и последующее поперечное отделение ракетного блока ступени №2.
Запуск всех маршевых двигателей первой ступени (центрального и боковых блоков) выполняется при старте с космодрома, что обеспечивает возможность контроля их работы в переходном режиме и, при необходимости, включая возникновение неисправностей, отмены пуска. В начале полета на первом этапе работают установки четырех боковых и центрального блоков, и затем, на втором этапе, после завершения работы и отделения боковых блоков, работающим остается только двигатель центрального блока. После старта время работы боковых двигателей до отключения и отделения от центрального блока составляет 118 сек.