По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Инвестиционные механизмы развития электросетевого комплекса регионов России

В статье рассматриваются ключевые проблемы, ограничивающие привлечение инвестиций в развитие электросетевого комплекса регионов России. На примере Тульской области проведён анализ динамики финансирования инвестиционных программ филиала «Тулэнерго» ПАО «Россети Центр и Приволжье» за 2017– 2024 гг., выявлены основные факторы, влияющие на объём капиталовложений. Установлено, что действующие ограничения расходов на долгосрочные вложения из прибыли и существующая система льготных технологических присоединений снижают возможности компаний по модернизации сетей. Предложены меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования и тарифной политики, направленные на повышение инвестиционной привлекательности отрасли и реализацию проектов цифровой трансформации. Результаты исследования могут быть использованы региональными органами власти, энергетическими компаниями и специалистами в сфере государственного регулирования электроэнергетики.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (ред. от 08.08.2024 г.).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (ред. от 29.08.2024 г.).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (ред. от 31.08.2024 г.).

4. Приказ Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 г. № 98-э «Об утверждении Методических указаний по утверждению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» (ред. приказа ФАС России от 20.07.2023 г.).

5. Приказ Федеральной службы по тарифам от 30.03.2012 г. № 228-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала» (ред. приказа ФАС России от 20.07.2023 г.).

6. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2017 г. № 1209-р).

7. Постановление Правительства Тульской области от 30.04.2019 г. № 161 «Об утверждении Схемы и Программы развития электроэнергетики Тульской области на 2020–2024 гг.».

8. Указ Губернатора Тульской области от 05.09.2024 г. № 94 «Об определении системообразующей территориальной сетевой организации на территории Тульской области на 2025–2029 гг.».

9. Годовой отчёт ПАО «Россети» за 2023 год.

10. Годовой отчёт ПАО «МРСК Центра и Приволжья» за 2023 год.

11. Воротницкий В.Э., Могиленко А.В. Снижение потерь электроэнергии в распределительных электрических сетях // Энергетик. — 2021. — № 4–5. — С. 1–144. DOI 10.34831/EP.2021.268.4.001.

12. Ермоловская О.Ю. Долгосрочные перспективы развития электроэнергетики Российской Федерации в обеспечении экономической безопасности // Экономическая безопасность. — 2024. — № 2. — С. 409–424. DOI 10.18334/ecsec.7.2.120580.

13. Киселев Г.Ю., Троценко В.М., Петрова Е.В., Криволапов В.А., Гиршин С.С., Бубенчиков А.А., Горюнов В.Н. Потери электрической энергии в электрических сетях // Омский научный вестник. — 2023. — № 1. — С. 80–85. DOI 10.25206/1813-8225-2023-185-80-85.

14. Жуков С.В., Резникова О.Б. Кризис электроэнергетики в странах Евросоюза: динамика, движущие силы и перспективы // Проблемы прогнозирования. — 2024. — № 1. — С. 90–104. DOI 10.47711/08686351-202-90-104.

15. Ковалетов О.Э. Инвестиции в электроэнергетике // Инновации и инвестиции. — 2018. — № 3. — С. 289–293.

16. Коноплёв Н.Е., Компаеец Б.С. Снижение потерь электроэнергии на участке сети путём оптимизации уровня напряжения методом штрафных функций // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. — 2023. — № 48. — С. 50–71. DOI 10.15593/22249397/2023.4.03.

17. Чеканов И.И. Проблемы и перспективы электроэнергетики Российской Федерации // Научные известия. — 2022. — № 26. — С. 235–240.

18. Чередов М.А., Попов А.Н. Потери электроэнергии и способы борьбы с ними // Международный журнал «Инновационная наука». — 2023. — № 5-1. — С. 47–48.

19. Тошходжаева М.И. Потери электроэнергии на распределительных сетях промпредприятий и методы её снижения // Электроцех. — 2021. — № 6. — С. 31–36.

20. Комитет Тульской области по тарифам. [Электронный ресурс]. URL: https://tarif.tularegion.ru/ (дата обращения: 27.02.2025).

Электросетевой комплекс России является одной из ключевых основ функционирования национальной экономики, обеспечивая передачу и распределение электроэнергии для промышленных предприятий, социальной инфраструктуры и населения. Однако на протяжении последних десятилетий отрасль сталкивается с рядом системных проблем, главными из которых остаются высокий уровень физического и морального износа сетевого оборудования, рост потерь электроэнергии и хронический дефицит инвестиционных ресурсов.

По данным профильных ведомств и компаний группы «Россети», степень износа оборудования в распределительных сетях в ряде регионов превышает 60%. Потери электроэнергии остаются стабильно высокими — в среднем 8–9 % по стране, что в 1,5–2,5 раза выше, чем в развитых государствах Европы и Азии. При этом ежегодное финансирование инвестиционных программ не покрывает потребности отрасли в модернизации и развитии инфраструктуры. В ряде случаев объем капитальных вложений сокращается из-за ограничений, связанных с тарифным регулированием и низкой доходностью распределительных компаний.

Недостаток инвестиций напрямую влияет на надёжность энергоснабжения. Старение сетей увеличивает риск аварий и перебоев в подаче электроэнергии, особенно в периоды пиковых нагрузок и экстремальных погодных условий. Неполное обновление инфраструктуры затрудняет внедрение современных технологий — автоматизированных систем управления, интеллектуальных счётчиков, цифровых подстанций. Это, в свою очередь, замедляет переход к новой модели управления отраслью, основанной на данных и прогнозной аналитике.

Значимость решения инвестиционной проблемы возрастает в контексте реализации программы «Цифровая трансформация 2030», утверждённой ПАО «Россети». Её стратегическая цель — переход к интеллектуальной электроэнергетике, где ключевую роль играют большие данные, предиктивная диагностика и удалённое управление сетями. Реализация этих задач невозможна без устойчивой финансовой базы и продуманной государственной политики в сфере регулирования тарифов и привлечения инвестиций.

Для Цитирования:
Инвестиционные механизмы развития электросетевого комплекса регионов России. Главный энергетик. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: