По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.1

Инвестиционная цифровая платформа в системе мониторинга территорий опережающего развития

Андросова В. А. Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия, e-mail: androsovaleriya@mail.ru
Якимова В. А. Амурский государственный университет, Благовещенск, Россия, e-mail: vilena_yakimova@mail.ru

В условиях вызовов цифровизации экономики возникают потребности во внедрении цифровых платформ в систему управления социально-экономическим развитием регионов. Такие платформы направлены на размещение публичной и общедоступной информации, призваны стимулировать приток инвестиций и трудовых ресурсов. Для органов власти и управления цифровые платформы играют важную роль в сборе и анализе показателей, необходимых для выработки оперативных мер по повышению эффективности работы и достижению планируемых индикаторов. В условиях цифровизации появляются интерактивные карты, бизнес-платформы, инвестиционные порталы, электронные площадки и т. п. Действие цифровых платформ основано на применении совершенных технологических решений, позволяющих сформировать в удобном формате по запросу пользователя ряд графиков, аналитических показателей. В рамках настоящего исследования предлагается модель цифровой инвестиционной платформы для анализа и мониторинга деятельности территорий опережающего развития и их резидентов. Предлагаемая модель должна выступить важным инструментом экономической политики и планирования, позволяющим обосновать и выработать оперативные решения как для инвесторов, так и для органов власти субъектов Российской Федерации. Особенность цифровой инвестиционной платформы заключается во встроенных цифровых технологиях— анализе больших данных, предиктивной аналитике, технологии искусственного интеллекта, а в качестве информационной базы предлагается использовать данные плановых и фактических отчетов резидентов территорий опережающего развития. При разработке модели учитывались взаимосвязи между элементами системы мониторинга и функциями, которые осуществляют органы и организации, встроенные в систему. Публичность и открытость инвестиционной платформы обеспечат приток инвестиций в наиболее значимые для регионов проекты

Литература:

1. Ананичева, Е. П., Киевская, Е. С. Территория опережающего развития как фактор инвестиционной привлекательности и ускоренного развития экономики для улучшения жизни населения // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2019. — № 4. — С.6–8. DOI: 10.24411/2587-6740-2019-14054.

2. Барсукова, М. В., Николаева, А. В., Столярова, Т. В., Федорова, Л. П. Инструменты мониторинга по выявлению угроз экономической безопасности // Вестник Российского университета кооперации. — 2019. — № 3 (37). — С. 16–23.

3. Касаткин, С. Е. Система мониторинга экономической безопасности в финансовой сфере экономики // Инновационное развитие экономики. — 2020. — № 4-5. — С. 241–246.

4. Мельников, П. В. Мониторинг как инструмент совершенствования стратегии развития человеческого капитала в условиях устойчивого развития экономики // Вестник Академии знаний. — 2021. — № 6. — С. 256–259.

5. Рисин, И. Е. Сравнительная характеристика показателей системы мониторинга реализации региональных стратегий // Регион. — 2020. — № 2 (49). — С. 78–83.

6. Траченко, М. Б., Джиоев, В. А. Оценка инвестиционной привлекательности регионов: какая методика отвечает интересам инвестора? // Государственное управление. Электронный вестник. — 2019. — № 76. — С. 92–108. DOI: 10.24411/2070-1381-201910005.

7. Шилова, Н. Н., Киселица, Е. П., Брагина, Э. Н. Уровневый подход в развитии системы мониторинга социально-экономических систем // Инновации и инвестиции. — 2020. — № 4. — С. 88–92.

8. Якимова, В. А., Андросова, В. А. Оценка влияния налоговой нагрузки резидентов территорий опережающего социально-экономического развития на уровень инвестиционной активности Амурской области // Региональная экономика: теория и практика. — 2021. — Т. 19. — № 7 (490). — С. 1303–1333. DOI: 10.24891/ re.19.7.1303.

9. Якимова, В. А., Хмура, С. В. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности территорий опережающего развития дальневосточных регионов России // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 18. — № 6 (477). — С. 1161–1196. DOI: 10.24891/re.18.6.1161.

10. Якимова, В. А., Хмура, С. В. Методика комплексной оценки инвестиционной привлекательности территорий опережающего социально-экономического развития // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 18. — № 4 (475). — С. 780–806. DOI: 10.24891/re.18.4.780.

11. Ahokangas, P., Matinmikko-Blue, M., Yrjölä, S., Hämmäinen, H. Platform configurations for local and private 5G networks in complex industrial multi-stakeholder ecosystems // Telecommunications Policy. — 2021. — No. 45. — Рр. 102–128.

12. Haberly, D., MacDonald-Korth, D., Urban, M. A., Wójcik, D. Asset Management as a Digital Platform Industry: A Global Financial Network Perspective // Geoforum. — 2019.

13. Makarov, V., Ayvazyan, S., Afanasyev, M., Bakhtizin, A., Nanavyan, A. Modeling the Development of Regional Economy and an Innovation Space Efficiency Foresight and STI Governance. — 2016. — Vol. 10. — No. 3. — Pp. 76–90.

14. Mirolyubova, T. V., Karlina, T. V., Nikolaev, R. S., Digital Economy: Identification and Measurements Problems in Regional Economy // Economy of region. — 2020. — No. 16 (2).— Рр. 377–390.

15. Najdawi, A., Chabani, Z., Said, R. A. Factors Impacting Digital Payment Adoption: An Empirical Evidence from Smart City of Dubai // Advances in Science, Technology and Engineering Systems Journal. — 2021. — No. 6. — Рр. 1208–1214.

1. Ananicheva, E. P., Kyiv, E. S. Territory of priority development as a factor of investment attractiveness and accelerated development of the economy to improve the life of the population. International Agricultural Journal, 2019, no. 4, рр. 6–8. DOI: 10.24411/2587-67402019-14054.

2. Barsukova, M. V., Nikolaeva, A. V., Stolyarova, T. V., Fedorova, L. P. Monitoring tools to identify threats to economic security. Bulletin of the Russian University of Cooperation, 2019, no. 3 (37), pр. 16–23.

3. Kasatkin, S. E. Economic security monitoring system in the financial sector of the economy. Innovative development of the economy, 2020, no. 4-5, pp. 241–246.

4. Melnikov, P. V. Monitoring as a tool for improving the strategy for the development of human capital in the context of sustainable economic development. Bulletin of the Academy of Knowledge, 2021, no. 6, pp. 256–259.

5. Risin, I. E. Comparative characteristics of the indicators of the monitoring system for the implementation of regional strategies. Region, 2020, no. 2 (49), pp. 78–83.

6. Trachenko, M. B., Dzhioev, V. A. Assessment of the investment attractiveness of regions: what methodology is in the interests of the investor? Public administration. Electronic Bulletin, 2019, no. 76, рp. 92–108. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10005.

7. Shilova, N. N., Kiselitsa, E. P., Bragina, E. N. Level approach in the development of a monitoring system for socio-economic systems. Innovations and investments, 2020, no. 4, pp. 88–92.

8. Yakimova, V. A., Androsova, V. A. Assessment of the impact of the tax burden of residents of territories of advanced socio-economic development on the level of investment activity in the Amur Region. Regional Economics: Theory and Practice, 2021, vol. 19, No. 7 (490), pp. 1303–1333. — DOI: 10.24891/re.19.7.1303.

9. Yakimova, V. A., Khmura, S. V. Comprehensive assessment of the investment attractiveness of the territories of advanced development of the Far Eastern regions of Russia. Regional Economics: Theory and Practice, 2020, Vol. 18, no. 6 (477), pp. 1161–1196. DOI: 10.24891/re.18.6.1161.

10. Yakimova, V. A., Khmura, S. V. Methodology for a comprehensive assessment of the investment attractiveness of territories with priority socio-economic development. Regional Economics: Theory and Practice, 2020, vol. 18, no. 4 (475), pp. 780–806. DOI: 10.24891/ re.18.4.780.

11. Ahokangas, P., Matinmikko-Blue, M., Yrjölä, S., Hämmäinen, H. Platform configurations for local and private 5G networks in complex industrial multi-stakeholder ecosystems. Telecommunications Policy, 2021, no. 45, рр. 102–128.

12. Haberly, D., MacDonald-Korth, D., Urban, M. A., Wójcik, D. Asset Management as a Digital Platform Industry: A Global Financial Network Perspective. Geoforum, 2019.

13. Makarov, V., Ayvazyan, S., Afanasyev, M., Bakhtizin, A., Nanavyan, A. Modeling the Development of Regional Economy and an Innovation Space Efficiency Foresight and STI Governance. 2016, vol. 10, no. 3, pp. 76–90.

14. Mirolyubova, T. V., Karlina, T. V., Nikolaev, R. S. Digital Economy: Identification and Measurements Problems in Regional Economy. Economy of region, 2020, no. 16 (2), рр.377–390.

15. Najdawi, A., Chabani, Z., Said, R. A. Factors Impacting Digital Payment Adoption: An Empirical Evidence from Smart City of Dubai. Advances in Science, Technology and Engineering Systems Journal, 2021, no. 6, рр. 1208–1214.

С 2015 г. механизмы привлечения инвестиций на территорию Дальнего Востока России тесно связаны с введением режима территорий опережающего развития, который направлен на повышение инвестиционной активности с помощью систем налоговых льгот и преференций [1, 10]. В качестве ожидаемого результата предполагается активизировать предпринимательство, расширить области международного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и сформировать комфортную среду жизнедеятельности населения, проживающего на территории. В таких условиях эффективным механизмом реализации стимулирующей политики выступает система мониторинга, а также ее платформенное решение.

Мониторинг предполагает деятельность по комплексной оценке реализации стратегий и соблюдения принципов, управленческих решений в области социально-экономического развития. Понятие и механизмы мониторинга являются недостаточно изученными, а по отношению к региональной экономике с особыми инструментами инвестиционной политики отсутствуют особенности методического инструментария. По мнению Касаткина С. Е. [3], мониторинг представляет собой «постоянный и систематический процесс наблюдения, анализа и документирования информации о состоянии». Методические составляющие мониторинга образуют методы формирования отчетности, системный и диагностический анализ, планирование и прогнозирование, процедуры контроля выполнения плановых экономических показателей и выработки действенных инвестиционных решений. В ходе мониторинга осуществляется наблюдение и контроль параметров экономической деятельности исследуемых объектов на основе подготовки оперативной информации. Таким образом, цифровизация системы мониторинга должна базироваться на определении информационной базы, учитывающей потребности пользователей, построении методики, определяющей перечень контролируемых показателей для территорий опережающего развития. Значимость информационной компоненты в системе мониторинга подчеркивают Н.Н. Шилова и соавт.[7], полагая, что информация играет ключевую роль для построения трендов и прогнозов социально-экономического развития. Вопросы построения цифровой информационной системы мониторинга затронуты в работах Мельникова П.В. [4] и Барсуковой М.В. и соавт. [2]. По мнению авторов, цифровая система мониторинга включает в себя базы данных и информации, модули ввода исходной информации и форматы цифровых паспортов региона, модули оценки и методы расчета аналитических показателей. Цифровая платформа основана на принципах открытости данных о внешней среде, фильтрации и отборе риск-факторов, цифровых технологиях выбора важных источников информации для решения задач, аналитики больших данных. В силу особенностей предмета мониторинга и задач управления инвестиционной активностью предлагается разработать модель цифровой инвестиционной платформы.

Для Цитирования:
Андросова В. А., Якимова В. А., Инвестиционная цифровая платформа в системе мониторинга территорий опережающего развития. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: