По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Инвестиции в искусство. Как устроен российский арт-рынок. Как и зачем приобретать современное искусство

Ирина Богатикова арт-консультант и просветитель в области искусства и культуры

В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОСТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЗАПАДНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ И СОСРЕДОТОЧЕНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА ВНУТРИ СТРАНЫ ИСКУССТВО СТАНОВИТСЯ ОДНИМ ИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ. С КАКИМИ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ИНВЕСТОРЫ, КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ РЕГУЛЯТОРЫ И ИГРОКИ РЫНКА? КАК ИЗМЕНИЛАСЬ РЕАЛЬНОСТЬ ПОСЛЕ САНКЦИЙ И КАК ИЗМЕНИЛСЯ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИЙСКОГО РЫНКА ИСКУССТВА? НАСКОЛЬКО УДАЕТСЯ РОССИЙСКИМ ХУДОЖНИКАМ ПРОДАВАТЬ СВОИ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ?

В условиях санкций инвестиционный климат российского рынка искусства существенно изменился. К этому привела полная трансформация арт-рынка.

К нам практически перестали привозить иностранных художников. А выезд российских галеристов и художников за рубеж прекратился, за редким исключением. На международные арт-ярмарки не допускаются российские галереи, получение виз и маршруты через третьи страны затруднительны и дороги, а доставка работ из России в Европу и Америку стоит немалых трудностей. Я это знаю на собственном опыте, так как в декабре 2023 года летала в Америку на Art Miami Week, отправляла работы русских художников из России в Америку и представляла их работы в дружественных галереях и на ярмарке.

Художники, выехавшие жить за рубеж — потеряли карьеру на локальном арт-рынке России, но пока не смогли адаптироваться и развиваться на других локальных рынках и испытывают сложности с выходом на международный уровень.

Таким образом, произошла глобальная трансформация российского арт-рынка. Поменялись списки выставок, ярмарок и стратегии продаж для галеристов, художников. Возможности международного арт-рынка стали практически недоступны.

При этом российские арт-ярмарки, в условиях санкций, стали очень востребованы. Большая часть коллекционеров, инвесторов и их денег оказались «запертыми» в стране. И мы увидели резкий рост интереса к приобретению искусства внутри страны. На ярмарках Cosmoscow и Blazar, в день vip-preview скупаются все лучшие работы. В публичные дни работы ярмарок, галеристы меняют экспозиции — потому что всё куплено.

По перечисленным выше причинам, в настоящее время российское современное искусство — как инвестиции — приобретают россияне. Либо живущие в России, либо имеющие две и более стран проживания.

Для тех, кто находится за границей, российское искусство является привлекательным, потому что у нас оно стоит дешевле, чем в Европе и Америке.

В условиях сложности инвестирования в западные ценные бумаги и сосредоточения рынка капитала внутри страны, искусство становится одним из привлекательных вариантов для инвестиций в России. На Западе и в Америке инвестиции в искусство являются активным инструментом. Арт-инвестиции в среднем составляют 5% от общего портфеля. Но в России этот инструмент пока не освоен. Причиной является пока еще неразвитый арт-рынок, а также некоторые трудности, с которыми сталкиваются инвесторы в искусство.

Для Цитирования:
Ирина Богатикова, Инвестиции в искусство. Как устроен российский арт-рынок. Как и зачем приобретать современное искусство. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: