Говоря относительно перспектив бюджета-2020, министр отметил, что пока непонятно, как будет развиваться ситуация дальше: «К нам, с одной стороны, начали поступать дополнительные федеральные средства, но они выделены конкретно на борьбу с коронавирусом. С другой стороны, все помнят про выпадающие доходы краевого бюджета и цифру в 13 млрд (примерно 1/10 часть от всех запланированных доходов). Но если говорить еще и о консолидированном бюджете (включая муниципалитеты), то речь идет уже о минус 18 млрд рублей». Министр финансов заверил, что оптимизация расходной части бюджета не коснется социальных статей и обязательств. Пока в качестве основного кандидата на сокращение выступает КАИП.
В первую очередь секвестировать будут те программы, где не задействованы федеральные деньги, а также находящиеся в низкой степени готовности. По мнению зампредседателя профильного комитета АКЗС Александра Молотова, под нож пойдут либо совсем «сырые» объекты, либо те, где строительство можно безболезненно законсервировать. Всё, что находится в высокой степени готовности, будет доведено до конца.
Если КАИП дело не ограничится, дополнительно оптимизация ждет неосновные статьи расходной части бюджета. Среди них — «Национальная экономика», «Общегосударственные вопросы», «Оборона и безопасность» и другие, напрямую не связанные с социальными обязательствами.
Между тем не все эксперты настроены оптимистично. Некоторые специалисты считают, что сокращение расходов в любом случае не пройдет бесследно. Однако в ряде отраслей оптимизация будет выглядеть не так критично. Так, кандидат экономических наук, доцент Финуниверситета при правительстве РФ Анатолий Ижболдин-Кронберг отметил, что при худшем сценарии власти могут покуситься и на «святая святых» — социальные расходы.
«По опыту прежних кризисов и в свете приоритетности нацпроектов (социальные сферы), думаю, основными пострадавшими будут разделы «Национальная экономика» — в большей степени и «Местные бюджеты» (поддержка муниципальных образований) — в меньшей степени. Урежут (в зависимости от лоббистских возможностей) региональные госпрограммы: «Охрана окружающей среды» и «Экономическое развитие и инновационная экономика». Хотя там и так не очень серьезные суммы запланированы. «Дорожное хозяйство», наверное, пострадает (особенно на местном уровне), капвложения в ремонт дорог, в частности. Не избежать, скорее всего, сокращения межбюджетных трансфертов. Но это будет зависеть от активности и поведения муниципальных властей», — говорит ученый.