В современных условиях одним из важнейших условий поступательного развития российской экономики является эффективное функционирование пенсионной системы. Значимость оценки состояния отечественной пенсионной системы обусловливается еще и тем, что в РФ растет численность пенсионеров и снижается численность населения в трудоспособном возрасте. В связи с этим неизбежно возникают риски превращения пенсионной системы в ограничивающий фактор экономического развития [11, 12].
Пенсионная система является значимым элементом социальной защиты населения. Вопрос соблюдения баланса между социальной справедливостью и экономической эффективностью регулярно поднимается внутри мирового сообщества, и каждая страна пытается найти максимально «правильные», с точки зрения национальных особенностей, механизмы регулирования [1, 2, 10].
Пенсионная система – это динамичная структура, которая должна быть гибкой и адаптируемой в соответствии с постоянно изменяющимися условиями (как внутренними, так и внешними) для обеспечения устойчивого развития.
Цель статьи: на основании баланса доходов и расходов пенсионной системы РФ и результативности инвестирования пенсионных накоплений сформировать экспертное мнение о направлениях повышения эффективности функционирования пенсионной системы РФ.
Как известно, важнейшим критерием эффективности пенсионной системы РФ является сбалансированность доходов и расходов пенсионной системы РФ. До 2018 г. включительно в РФ имел место дефицит пенсионной системы, при этом доходы росли более опережающими темпами, чем расходы, что в итоге привело к профициту в 2019 и в 2020 гг. (рис. 1) [6].
Данные, приведенные на рис. 1, показывают, что доходы ПС РФ в 2020 г. выросли в 2,2 раза по сравнению с 2010 г. и составили 10,3 трлн руб., а расходы увеличились в 2,3 раза и составили 9,73 трлн руб. В 2020 г. на выплату страховых пенсий было направлено 7,41 трлн руб., на выплату пенсий по государственному обеспечению – 0,49 трлн руб. В 2020 г. в расходах бюджета ПС РФ появляется новый вид выплат – «коронавирусные» выплаты. Сумма этих выплат в 2020 г. составила 0,65 трлн руб. (6,2% от всех расходов). На протяжении последних семи лет структура расходов оставалась почти неизменной, наибольший удельный вес занимают выплаты на страховые пенсии, наименьший – прочие выплаты, а именно досрочные пенсии безработным гражданам и пенсии по договорам с отдельными странами. Бюджет ПФР на 2021 год сформирован по доходам в сумме 9,102 трлн руб. и по расходам – 9, 597 трлн руб. [6, 9].