По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.6

Инвентаризация расчетов в бюджетном учреждении*

Качкова О.Е. канд. экон. наук, доцент, завкафедрой «Бухгалтерский учет в финансово-кредитных и некоммерческих организациях», ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», 107996, Москва, ул. Кибальчича, д. 1, E-mail: olga-kachkova@yandex.ru

Инвентаризация расчетов в бюджетном учреждении является действенным механизмом внутреннего контроля, способствующим повышению эффективности использования активов учреждения, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, улучшению взаиморасчетов по заключенным договорам и своевременности поставок материальных ценностей. В статье рассматриваются особенности проведения инвентаризации расчетов и порядок отражения в учете бюджетного учреждения.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая), утв. Федеральным законом от 30.11.1994 № 51ФЗ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), утв. Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция от 05.05.2014) [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru.

5. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Качкова О.Е. Инвентаризация – контрольная функция бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. – 2014. – № 5.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» 2014 г.

Проведение инвентаризации расчетов в бюджетных учреждениях регламентировано п. 20 инструкции № 157н. Вместе с тем данный нормативно-правовой документ не содержит правил проведения инвентаризации, а только устанавливает, что инвентаризация проводится бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Минфином России. Следовательно, при проведении инвентаризации следует руководствоваться Методическими указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

Данные Методические указания по инвентаризации устанавливают порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов для всех организаций, в том числе для всех типов государственных (муниципальных) учреждений.

Обращаем внимание, что использование данного документа возможно в части, не противоречащей ныне действующему Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Проведение инвентаризации расчетов перед составлением годовой бухгалтерской отчетности регламентировано также инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, а инвентаризация относится к элементам метода бухгалтерского учета, согласно п. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ, возложена на руководителя бюджетного учреждения.

Задача инвентаризации – определение реального состояния расчетов и выявление задолженности, не реальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета.

Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета бюджетного учреждения. Процедура обычно проводится перед сдачей бухгалтерской отчетности и помогает получить полную ясность по объемам кредиторской и дебиторской задолженности, что, естественно, способствует их сокращению. Сроки проведения инвентаризации необходимо отразить в учетной политике бюджетного учреждения. Некоторые бюджетные учреждения ориентируются на квартальный период, другие – ограничиваются годом.

Для Цитирования:
Качкова О.Е., Инвентаризация расчетов в бюджетном учреждении*. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2014;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: