— Мой первый вопрос касается центральной части ваших изысканий — проблемы управления земельными ресурсами, планирования и организации землеустроительной и кадастровой деятельности. Вами разработаны по этой тематике множество научных статей, учебников, а также монографий, где рассматриваются разные точки зрения, даются ссылки на различные концептуальные подходы и т. д. Чем вы обеспокоены сегодня и какой конкретно задачей увлечены?
— Обеспокоен, что существующий земельно-ресурсный потенциал нашего государства, и, прежде всего, земель сельскохозяйственного назначения, оценивается в настоящее время примерно на 30% ниже уровня 1990 г. и то, что проводимая уже почти тридцать лет, в течение 1990–2019 гг., земельная реформа дала больше негативных, чем положительных результатов в сфере землепользования. Закон «О государственном земельном кадастре» (2000) полностью утратил силу, а «сменивший» его закон о кадастре недвижимости не обеспечивает решение важнейших задач управления землями. Обеспокоен и как потомственный научный работник на ниве землеустройства, что полностью ликвидирована государственная землеустроительная служба и произошло ее превращение в сферу услуг и бизнеса, а регулированием земельных отношений занимается 14 министерств и ведомств. Упразднено, к сожалению, также и проектно-сметное дело в землеустройстве, что привело к примитивному исполнению землеустроительных работ, а в ряде случаев и отказу от них вообще, нарушению стандартов, норм и правил землеустройства. В этой связи в настоящее время завершаю работу над монографией «Алгоритм конкретных действий». Сегодняшние наши устремления должны быть направлены на то, чтобы земля стала мощным самостоятельным фактором устойчивого экономического роста наших территорий, основой социально-ориентированной экономики, важнейшим ресурсоформирующим активом системы государственного управления экономическим и социальным развитием общества.
— Чего нам не хватает для реализации этих положений?