— Уважаемый Николай Викторович, Россия завершила председательство в Арктическом совете (АС) и передала полномочия председателя Норвегии. В 2021 г. на министерской встрече в Рейкьявике министр иностранных дел России С. В. Лавров четко обозначил позицию России по вопросам международного сотрудничества в Арктике и деятельности Совета в период предстоящего тогда российского председательства. В какой степени удалось выполнить объявленные положения программы председательства РФ в Совете и Плана основных мероприятий?
— Как и обозначил в своем выступлении министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров на министерской встрече в 2021 г., сквозной темой нашего председательства в Арктическом совете было устойчивое развитие Арктики, которое предполагает сбалансированное продвижение сотрудничества по трем направлениям: экономическому, социальному и экологическому.
При этом центральное место среди приоритетов нашей работы было отведено человеческому измерению — поддержке населения Арктики, включая коренные народы, обеспечению доступности образования, развитию молодежных контактов и инициатив. Так, в рамках российского председательства был организован ряд форумов, призванных содействовать сохранению традиций коренных народов Севера и при этом обеспечить их развитие и повышение уровня жизни в условиях расширения экономической деятельности в Арктике. Впервые по линии Арктического совета были проведены мероприятия, на которых обсуждались вопросы защиты прав интеллектуальной собственности коренных народов в условиях глобализации, социальной ответственности предпринимателей, а также государственно-частного партнерства в сфере устойчивого развития северных этносов.
Российским председательством была выстроена система спецпредставителей, которые позволяли уделять внимание ключевым аспектам жизнедеятельности в высоких широтах. Так, по вопросам коренных народов и сотрудничеству по линии регионов был назначен Михаил Погодаев из Якутии, для развития молодежного сотрудничества в высоких широтах — молодежный посланник (Михаил Уксусов) из Мурманска и посланник коренной молодежи (Екатерина Евай) из Салехарда.
Значимое место в повестке дня российского председательства занимала молодежная тематика. Исходя из важности сохранения интереса молодых людей к этому региону, формирования в Заполярье комфортных условий для жизни, учебы и работы, каждый может реализовать свой потенциал. За два года председательства состоялось более 10 молодежных мероприятий. В их числе Форум молодых лидеров арктических стран и молодежные программы волонтеров Арктики, молодежный форум по инновациям и технологиям, конференция молодых ученых, фестиваль молодежного творчества. Встык с итоговой сессией Арктического совета в Салехарде 11 мая с. г. прошла молодежная конференция «Арктика. Грани будущего».
В рамках работы по экологическому измерению устойчивого развития были проведены международные конференции по такой актуальной тематике, как биоремедиация арктического побережья, «зеленая» энергетика, адаптация к изменению климата, таяние вечной мерзлоты, проблема микропластика.
Во время председательства наша страна предложила ряд проектов и инициатив, касающихся, в частности, цифровизации культурного и языкового наследия коренных народов, развития креативных индустрий и традиционной медицины коренных народов Арктики, создания международной арктической научной станции «Снежинка» на безуглеродной энергии и создания единой цифровой музейной платформы.
В целом программа российского председательства выполнена практически полностью. В рамках соответствующих тематических направлений до конца августа этого года запланировано проведение еще ряда мероприятий, прежде всего призванных содействовать социально-экономическому развитию арктической зоны России, экологии северных российских регионов и изучению Арктики.
— Одним из приоритетных направлений деятельности России в этот период являлось развитие сотрудничества со странами-участницами межправительственного форума по направлению «Население Арктики, включая коренные малочисленные народы Севера», и внутри него — поддержка проектов АС в сфере образования для детей коренных народов «Дети Арктики», «Кочевая школа», «Международная арктическая школа». Задаю этот вопрос, потому что дважды в Салехарде и дважды в Дипломатической академии МИД России встречался с юными дипломатами из Ямало-Ненецкого автономного округа, которые проявляют живой, неподдельный интерес к проблемам Заполярья. Какие результаты достигнуты на этом направлении?
— В настоящий момент западники приостановили своё участие в проектах с российским участием.
Это не может не вызывать сожаления, поскольку эти проекты преследуют, в первую очередь, гуманитарные цели и направлены на сохранение и развитие культуры коренных народов Севера. Ключевые задачи этих инициатив — улучшение качества системы образования и сохранение языковой среды в Арктическом регионе.
Будущее Арктики во многом зависит от того, какие условия мы создадим для жизни, образования, творчества, развития талантов и способностей детей и молодёжи. Необходимо обеспечить равные возможности для развития ребят, проживающих в труднодоступных арктических районах и ведущих вместе с родителями кочевой образ жизни.
— Основные параметры функционирования Арктического совета изложены в Оттавской декларации от 19 сентября 1996 г., в которой оговаривается, что Совет не занимается вопросами военной безопасности. Что Вы можете сказать относительно военно-политической обстановки в регионе? Что происходит в Заполярье и почему от недавней оценки региона как «зоны консенсусного международного сотрудничества» мы перешли к его характеристике как «горячей точки», в которой возможен конфликт России с НАТО?
Каковы, на Ваш взгляд, последствия вступления в НАТО Финляндии и планируемого вступления в альянс Швеции? К каким изменениям в архитектуре политики безопасности на Севере может привести их членство в блоке в целом?
— Отмечаем тенденцию усиления военно-политической напряженности в Арктике. Продолжается активизация в этом регионе военной деятельности США и других государств–членов НАТО, в том числе неарктических. Наращивается их потенциал в высоких широтах, увеличиваются масштабы проводимых там учений этого блока. Такой курс альянса на укрепление в Арктике своего влияния и милитаризацию региона свидетельствует о превалировании в подходах западных арктических государств установок на конфронтацию, противоборство и продвижение силовых сценариев по обеспечению своих интересов в Арктике в ущерб другим странам. Это находит отражение в ряде принятых ими за последние годы стратегических документов, в которых Российская Федерация представляется в качестве противника и угрозы их безопасности. Ситуация усугубляется неготовностью западных стран к диалогу по военной линии в интересах укрепления доверия и повышения предсказуемости в Арктическом регионе.
Именно возрастающая военная активность НАТО, в том числе в контексте вступления в блок Финляндии и возможного присоединения к нему Швеции. Очевидна линия на противоборство в регионе, которая овладевает умами западных официальных лиц.
Арктический совет не занимается вопросами военной безопасности. Вместе с тем эта организация на протяжении 26 лет своего существования вносила заметный вклад в создание благоприятных условий для повышения взаимного доверия между всеми ее участниками в интересах сохранения Арктики в качестве территории мира, стабильности и конструктивного сотрудничества. В то же время нельзя не учитывать, что после присоединения Финляндии и, возможно, Швеции к альянсу членами Североатлантического блока будут все страны–члены АС, кроме России. Это способно привести к усилению милитаризации Арктического региона, что означало бы существенное возрастание военно-политической напряженности и рисков безопасности в высоких широтах.
— Постоянно растущая милитаризация Арктики связывается со специальной военной операцией в Украине. В какой мере эта операция повлияла на председательство России в Арктическом совете и в целом на наше положение в этом органе?
— В марте 2022 г. западные арктические страны под предлогом проведения Россией специальной военной операции приняли совместное заявление об отказе от участия в официальных мероприятиях Арктического совета (АС) и деятельности его рабочих органов. В результате текущая работа АС была фактически «заморожена».
Несмотря на это, наша страна продолжила ответственно выполнять функции председателя Совета и последовательно вести работу по реализации программы председательства, сфокусировавшись с учетом текущего момента на решении практических задач развития российских северных регионов. При этом следует отметить, что все мероприятия, которые проводились в рамках этой работы, были основаны на приоритетах и задачах, закрепленных в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г., а также соответствовали целям и задачам, поставленным в Стратегическом плане Арктического совета на период до 2030 г.
— Мы не выйдем из состава АС, как Вы предупреждали в середине мая текущего года, или же такой шаг с нашей стороны возможен?
— Мы заинтересованы в возобновлении сотрудничества в рамках Арктического совета на равноправной и взаимовыгодной основе, как это было на протяжении 26 лет с момента создания этой организации. Перспективы АС сейчас будут зависеть от того, сможет ли норвежское председательство и остальные западные страны-члены найти возможности для возобновления диалога с нашей страной в интересах устойчивого развития Арктики. Нашу же линию в Совете будем выстраивать в зависимости от развития ситуации и исходя из необходимости соблюдения российских интересов.
— Каким Вы видите наше сотрудничество в регионе со странами ШОС и БРИКС, прежде всего с Китаем и Индией?
— Отмечаем растущий интерес внерегиональных государств, в первую очередь из Азиатско-Тихоокеанского региона к Арктике. Во многом это связано с усилением роли Арктики в мировой политике и экономике, в том числе в контексте обеспечения глобального энергетического перехода.
Россия проводит многовекторную политику сотрудничества в высоких широтах и готова к диалогу и сотрудничеству со всеми государствами, которые разделяют конструктивный подход к взаимодействию в интересах устойчивого развития Арктического региона, в частности с нашими единомышленниками в БРИКС и ШОС.
Крупнейшими неарктическими государствами, проявляющими растущий интерес к сотрудничеству в Арктике и имеющими необходимые для этого ресурсы и технологии, являются Китай и Индия.
Среди сфер их интересов — энергетика, прежде всего поставки энергоресурсов и других полезных ископаемых, а также транспорт — развитие ледового судоходства и судостроения, использование Северного морского пути (СМП).
В июне 2022 г. на базе Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова в Якутске создан Российско-Азиатский консорциум арктических исследований с участием Океанологического университета Китая.
В июле 2022 г. проведено третье заседание Постоянной рабочей группы по сотрудничеству в Арктике в рамках подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.
Готовится к подписанию соглашение о взаимопонимании по вопросам научно-технического сотрудничества между НИУ «Высшая школа экономики» и профильными китайскими учреждениями (Институт морской геологии Циндао, Морская геологическая служба Гуанчжоу, Институт геомеханики, Геологической службы Министерства природных ресурсов КНР).
Индия проводит курс на укрепление своего присутствия в высоких широтах в соответствии с задачами, сформулированными в национальной арктической стратегии «Политика Индии в Арктике: Партнерство во имя устойчивого развития», обнародованной в марте 2022 г. Особое внимание — к освоению природных ресурсов, а также проведению научных исследований (в контексте возможного негативного влияния потепления климата в Заполярье на горную цепь Гималаев).
Также хотел бы отметить, что Китай и Индия являются наблюдателями в Арктическом совете, в рамках которого рассматривают возможность подключения к реализации инициированных Россией проектов в рамках Рабочей группы АС по устойчивому развитию: «Арктическая водородная энергетика: применение и демонстрация», «Газовые гидраты: роль в устойчивом развитии и климатической трансформации Арктики», «Устойчивое арктическое финансирование», «Биобезопасность в Арктике».
Отмечаем повышение внимания к сотрудничеству с Россией в Заполярье и со стороны Бразилии. В конце января этого года в Мурманске с ознакомительной поездкой находился Посол Бразилии в России Родриго де Лима Баэна Соарес, который провел встречи с губернатором Мурманской области А. В. Чибисом, и. о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Л. А. Ирлицой, представителями российских деловых кругов, посетил атомный ледокол «Ленин».