Врач общей практики в своей работе сталкивается с необходимостью оценить и правильно интерпретировать результаты различных клинических, биохимических, цитологических, бактериологических методов исследования. Большое количество факторов влияют на результат лабораторного исследования. Знание этих факторов необходимо для постановки правильного диагноза и выбора тактики лечения [1].
Результат исследования (информация) — это единственный продукт, который производит лаборатория. При оценке результатов лабораторных анализов необходимо понять, значимы ли обнаруженные отклонения величин исследуемых параметров от нормальных показателей, имеют ли эти отклонения физиологический характер или они являются патологическими [2].
Медицинская оценка результатов лабораторных исследований включает в себя обычно два этапа:
· вертикальная оценка: сравнение полученных результатов со стандартными значениями, терапевтическим диапазоном или границами клинического решения;
· горизонтальный мониторинг: сравнение настоящих результатов пациента с предыдущими [3].
Для правильной интерпретации полученных результатов по определению различных исследуемых веществ лаборатория обязана указать в окончательном результате референс-значения, характерные для пола и возрастной группы тестируемого пациента.
Референс-значения могут быть из следующих источников:
• от производителя реагентов для соответствующего метода;
• из литературы по специальности;
• собственные исследования лаборатории [4].
Важное примечание относительно референс-значений — это то, что они используются в основном в 95% исследуемой популяции, поэтому должен существовать постоянно пониженный процент здоровых лиц, у которых значения определенных исследуемых веществ находятся вне установленного референс-интервала. Поэтому для избежания недоразумений в диагностике и бесполезных исследований рекомендуется, чтобы интерпретация результатов лабораторных исследований всегда проводилась в контексте клинической картины, наблюдаемой у пациента. Наряду с возрастом и полом важно учитывать в случае определенных исследуемых веществ наличие других факторов, которые могут влиять на результаты или интерферировать с ними.