По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.44

Интерпретация культурных артефактов в образовании

Флиер Андрей Яковлевич главный научный сотрудник Экспертно-аналитического центра развития образовательных систем в сфере культуры Российского научно-исследовательского института природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор Россия, 119072, г. Москва, Берсеневская наб., д. 20, E-mail: andrey.flier@yandex.ru

В статье рассматривается зависимость той или иной интерпретации исторических культурных артефактов от идеологических установок интерпретатора. Систематизируются основные современные идеологии, выстраивается алгоритм рассмотрения культурных артефактов, позволяющий охватить основные наиболее распространенные интерпретации.

Литература:

1. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. — М.: Вузовская книга, 2003. — 424 с.

2. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. — М.: Наука, 1991. — 240 с.

3. Блок М. Феодальное общество. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. — 503 с.

4. Гуревич А.Я. Индивид и социум на средневековом Западе. — М.: РОССПЭН, 2005. — 422 с.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984. — 350 с.

6. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. — В 2 т. — М.: Тип. Грачева и Ко, у Пречистенских ворот, 1872. — 372 и 681 с.

7. Кондаков И.В. Россия перед выбором культурного наследия // Социокультурные факторы национальной безопасности России. — М.: МосГУ, 2015.

8. Корф М.А. Восшествие на престол императора Николая I-го. СПб.: Типография 2 Отд. с.е.и.в. канцелярии, 1857. — XIV. — 236 с.

9. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Время, труд и культура Запада. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. — 328 с.

10. Макаренко В.П. Главные идеологии современности. — Ростов-наДону: Феникс, 2000. — 480 с.

11. Манхейм К. Идеология и утопия // К. Манхейм. Диагноз нашего времени. — М.: Юрист, 1994. — С. 552–670.

12. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины в доиндустриальной России. X — начало XIX в. Невеста, жена, любовница. — М.: Ладомир, 1997. — 330 с.

13. Февр Л. Бои за историю. — М.: Наука, 1991. — 635 с.

14. Флиер А.Я. Добро и зло в культурно-историческом понимании // Информационный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2015. — № 3. — URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/ (дата обращения: 12.05.2016).

15. Флиер А.Я. Наброски к построению социокультурной картины мира в границах культурологии // А.Я. Флиер. Культурология 20-11. — М.: Согласие, 2011. — С. 99–123.

16. Grossberg L. The Formations of Cultural Studies // Relocating Cultural Studies. — London — New York: Routledge, 1993.

17. Hall S. Encoding and Decoding // Culture, Media, Language. — London: Hutchinson, 1980. — Р. 128–139.

18. Mullins W.A. Thuth and Ideology: Refl ections on Mannheim's Paradox // History and Theory. — May, 1979. — Р. 141–154.

19. Mussolini B. La Dottrina del fascismo. — Milano: Edizioni Bignami, 1939. — XXIII. — 114 p.

Прежде чем приступить к рассмотрению обозначенной в заглавии темы по существу, следует ответить на вопрос: чем образование отличается от воспитания? На мой взгляд, прежде всего тем, что в образовании перед учащимся раскрывается все многообразие точек зрения на изучаемый предмет или по крайней мере описывается большинство наиболее существенных его трактовок. При воспитании же (здесь имеется в виду не воспитание хороших манер поведения, а воспитание идеологическое, осуществляемое в русле определенного мировоззрения) воспитуемому навязывается только одна точка зрения как единственно правильная, а все иные вообще не рассматриваются, как неправильные. Образованный человек имеет возможность сознательно и ситуативно выбрать ту аналитическую позицию, которая ему ближе или которая более эффективна при решении стоящих перед ним задач. Идеологически воспитанный человек такой возможности не имеет, будучи «зомбирован» только одной навязанной ему идеологией.

Это понимание представляется важным при изучении артефактов исторической и современной культуры в ходе образования, и оно определяет характер интерпретирования этих артефактов в процессе обучения. Что преподается учащемуся: многообразие интерпретаций, рождающихся в различных социальных контекстах, или единственная разрешенная трактовка этих артефактов, соответствующая господствующей официальной идеологии?

Здесь будут рассматриваться задачи образования, а не идеологического воспитания, то есть проблема множественности возможных интерпретаций культурных артефактов как условие их исторического бытия.

Многообразие возможных пониманий исторических событий и культурных артефактов различными социальными группами населения требует разработки такого метода их рассмотрения, в котором элементы универсализма органично сочетались бы с этим многообразием, что наиболее отвечает современным научным принципам познания. Как представляется, алгоритм такой интерпретации должен включать по меньшей мере четыре составляющие:

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Интерпретация культурных артефактов в образовании. Ученый совет. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: