В последнее время в практике проведения профориентационной работы вуза широкое распространение получили современные информационные технологии. Благодаря ряду очевидных достоинств (возможность охвата большой аудитории потенциальных абитуриентов, экономичность, доступность и др.) компьютерные программы часто рассматриваются как замена традиционных форм работы, основанных на непосредственном контакте специалиста с оптантом. Вместе с тем имеются разные мнения о месте и возможностях компьютерных технологий в системе профориентационной работы на разных уровнях, включая вузовский. Очевидно, что ситуации тестирования как этапа профессиональной консультации и ситуации прохождения теста с последующим ознакомлением с результатами в виде текста и графиков существенно различаются. Понимание ограничений и достоинств таких форм работы должно учитываться при их разработке и в процессе использования.
В 2016–2017 гг. в ПетрГУ было проведено исследование, направленное на выявление условий эффективности использования интернет-тестирования в профессиональной ориентации школьников. В рамках системы мероприятий по привлечению школьников к поступлению в вуз ПетрГУ предлагает различные формы работы по оказанию помощи в профессиональном самоопределении, в том числе и интернет-тестирование. Программа интернет-тестирования («Ориентир ПетрГУ») размещена на образовательном портале университета в разделе, адресованном абитуриентам.
Программа «Ориентир ПетрГУ» представляет собой компьютерный вариант опросника профессиональных предпочтений Голланда (краткая версия). Итогом выполнения опросника является код профессионального типа личности, который используется для получения списка профессий и институтов ПетрГУ, соответствующих профессиональной направленности тестируемого.
Основной целью исследования было определить, каким образом тестирование влияет на компоненты готовности к профессиональному самоопределению. Готовность к самоопределению рассматривается как главная цель профессиональной ориентации и трактуется как устойчивая целостная система профессионально важных качеств личности, положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, опыт профессиональной деятельности, необходимые навыки, умения, знания. Критерии оценки эффективности использования информационных технологий в профессиональном самоопределении школьников были определены на основе анализа работ, в которых авторы рассматривают показатели эффективности профессиональной ориентации (Ф.С. Исмагилова, Н.С. Пряжников, М.В. Ретивых, С.Н. Чистякова и др.).