По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.717

Интернет-экономика и внешнеэкономическая деятельность

Д. А. Иванов Международная школа бизнеса и мировой экономики, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36. E-mail:deniva@mail.ru

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности связан с электронной коммерцией. Все больше внешнеторговых операций осуществляется с помощью интернет-технологий. В статье говорится о новом этапе развития интернет-экономики и о том, как это отражается на внешнеэкономической деятельности.

Электронная коммерция в международной торговле на сегодняшний день играет немаловажную роль, так как Интернет стал эффективным посредником между коммерсантами во всем мире. Международные операции с товарами и услугами трансформировались на протяжении всей цепочки поставок. Интеграция информационных и коммуникационных технологий (ICT) в международные коммерческие операции предоставляет новые возможности и олицетворяет собой новые проблемы для бизнеса, правительств, потребителей и международных организаций.

Сегодня, как никогда в мире, большой популярностью пользуется электронная коммерция. Оборот финансовых средств в сфере прямых продаж, то есть продаж «от продавца к потребителю», составил более 1,3 трлн долл., между компаниями – 15 трлн долл. По результатам аналитиков и экспертов, в сфере электронной торговли в 2018 г. в странах, которые по уровню экономического развития относятся к странам с переходной экономикой и развивающейся, электронная коммерция займет более 40 % от общих показателей торговли, в то же время в развитых странах этот показатель несколько сократится с 70 до 60 %. В нашей стране потенциальные потребители интернет-коммерции больше общаются в соцсетях, чем совершают покупки. В таких странах, как Великобритания, Германия и Соединенные Штаты Америки показатели электронной коммерции значительно опережают по популярности социальные сети. В глобальных масштабах в этой сфере лидируют такие страны, как Финляндия и Люксембург, Швеция, Норвегия и, конечно же, Канада. Среди стран, экономика которых находится на переходном этапе становления, большой популярностью онлайн шопинг пользуется в Македонии, Сербии. В тройку стран лидеров, по результатам экспертной оценки специалистов, вошла и Россия. Об этом было сообщено в марте 2015 года на конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию.

Интернет-экономика представляет собой сетевую системно организованную многоуровневую пространственную структуру взаимоотношений в Интернете, телекоммуникационных сетях и других сетевых структурах между экономическими агентами, которая включает в себя индустрию создания новых информационных технологий и информационных продуктов, телекоммуникационные и провайдерские услуги, электронный бизнес, электронные рынки, электронные биржи, телебанкинг, телеработу и другие составляющие, которые развиваются в соответствии со своими специфическими целями и критериями эффективности. Другими словами, можно сказать, что интернет-экономика – это среда, где субъекты предпринимательской деятельности без возможности непосредственного визуального контакта могут взаимодействовать друг с другом по поводу поддержания экономических отношений. Данный вид экономики может включать в себя огромное число компонентов, таких как телекоммуникационные услуги, электронный бизнес, электронную коммерцию, электронные рынки и площадки и целую индустрию создания и использования новых информационных технологий и продуктов.

Для Цитирования:
Д. А. Иванов, Интернет-экономика и внешнеэкономическая деятельность. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: