ВЖеневе 11–14 сентября на одной из крупнейших ежегодных мировых выставок-конференций, посвящённых вопросам высшего образования, представители 17 ведущих российских вузов — участников проекта «5–100» поделились с зарубежными партнёрами и экспертами опытом реализации программ интернационализации высшей школы.
Интернационализация — один из основных трендов развития высшего образования. Изучению механизмов повышения эффективности работы по повышению интернационализации университетов в мире уделяется очень значительное внимание, поскольку современный университет не может развиваться в отрыве от актуальных мировых тенденций как в сфере образования, так и в области развития научного знания. Современный университет, чтобы быть признанным на мировой арене и иметь возможность влиять на международную научно-образовательную повестку, должен встраиваться в глобальные сети студенческой и академической мобильности, циркуляции научного знания, образовательных траекторий.
В Европе и США вопросам интернационализации уделяется значительное внимание. При этом интернационализации не только внешней, но и внутренней — проникающей в культуру университета и несущей в себе положительный эффект для всех вовлечённых групп: студентов, преподавателей, учёных.
Эксперты в области образования обращают внимание на необходимость институционального характера преобразований, обеспечивающих эффективную интернационализацию и включающих как изменение формальных правил и норм, так и трансформацию культурных и ценностных характеристик академической среды. Это касается и вопросов трансформации административных структур, кадрового состава, а также диверсификации финансовых ресурсов.
Для российских университетов тема интернационализации очень актуальна, поскольку российские вузы обладают значительным потенциалом и готовы внести свой вклад в развитие мировой науки и образования. При этом российские вузы основными приоритетами интернационализации называют развитие двунаправленной студенческой мобильности и международных партнёрств. Сетевое взаимодействие, программы двойных дипломов, совместные исследования, академические обмены — всё это результаты международного сотрудничества. Таким образом, российские университеты предпринимают целенаправленные действия по интернационализации своих учебных программ.